Какие трудности приходится преодолеть кандидатам в депутаты? Тем, кто хотя бы сможет зарегистрироваться, уже надо ставить памятник.
Давайте задумаемся, в чем, с государственной точки зрения состоит формирование корпуса местных депутатов?
Вначале обратимся к основному закону. Конституция России в своих статьях 12, 130 - 133 гарантирует местное самоуправление.
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
*****
Если вы внимательно прочли статьи Конституции России, посвященные местному самоуправлению, то становится понятно, что выборы депутатов местного самоуправления, является важной конституционной задачей. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, через выборы местных депутатов нужно для того, чтобы люди не писали губернатору или президенту, по поводу каждой детской площадки, каждого сквера, каждой крыши.
Теперь посмотрим, как территориальная избирательная комиссия ведет себя по отношению к так называемым "самовыдвиженцам". Те, кто выдвигаются сами, без партии, они чувствуют, что их знания, опыт, идеи и силы, другие положительные качества, могут принести пользу населению, городу, родной деревне. Мы знаем, что партия власти выдвигает людей по разнарядке, иногда не самых достойных. Самый вопиющий пример, это выдвижение и избрание бандита Цапка в местный совет станицы Кущевская.
В других партиях тоже идут глупые интриги. Например, в Ярцевском отделении КПРФ, исключили ни за что, под надуманным предлогом, по заявлению Н. Новоселова, общественного деятеля и местного политика Юрия Бухалова, который сыграл важную роль в победе КПРФ на выборах в горсовет в 2021 году.
С чем сталкиваются самовыдвиженцы на этапе выдвижения?
Во-первых, в территориальной избирательной комиссии, мягко говоря, к таким кандидатам относятся настороженно. Они демонстративно, не хотят помогать кандидатам в сборе документов, предоставлении образцов документов. Один член комиссии (ТИК) мне на вопрос, почему бы не помочь кандидату с формами документов, сказала, что в законе нет обязанности ТИК помогать кандидатам. Ладно, я полез в законы и нормативные акты и нашел эти бланки. И щедро делюсь этими бланками с другими кандидатами. Кстати, сказать, что другие члены ТИК, несколько вопросов подсказали, чем сэкономили мне время.
Вспомним, что все кандидаты и депутаты работают на общественных началах.
Во-вторых, ТИК зачем то тянет время. Принес кандидат уведомление о самовыдвижении. А решение выносится через три дня. Что разве ТИК не может собраться в тот же день? Избирательная комиссия не перегружена работой, кандидатов раз - два и обчёлся. Думаю, делается это, чтобы у человека было меньше времени и он совершил какие ни будь ошибки в заполнении документов.
То есть, во главу угла, ставятся не умственные и интеллектуальные способности человека, его потенциал, а бюрократические формальные штучки.
В-третьих, бюрократические проволочки, но уже не со стороны ТИК, а других органов. Например, кандидату нужно предоставить документ о перемене фамилии. Он обращается в ЗАГС, а ему говорят придете через месяц. Хотя, все документы в ЗАГС оцифрованы и выдать дубликат документа они могут за 15 минут. Это похоже уже на вредительство. Так как, до окончания приема документов от кандидатов меньше недели осталось.
Вот это и есть административный ресурс партии власти. ТИК наполовину состоит из сотрудников администрации, и частично из членов партий, которые тоже не заинтересованы в самовыдвиженцах.
Возвращаемся в начало статьи. Будет ли обеспечен, действительно свободный выбор кандидатов для населения при выборах местного совета депутатов.
Юрий Бухалов
P.S. Продолжение следует. В следующем материале мы разберем областной закон о выборах депутатов местного самоуправления.