Постановление правительства от 5 октября увеличило налог на вывоз топлива из России с 20 до 50 тысяч рублей за тонну. Это скажется на рыболовном промысле, и рыба подорожает, в том числе социально значимая — селедка, мойва, сардина. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) обратилась в Минсельхоз с просьбой освободить судовое горючее от этой пошлины.
Без солярки не уплывешь
Тариф повысили для борьбы с серыми экспортерами и спекулянтами. Но это ударило и по рыболовному промыслу. Дело в том, что суда в рейсе заправляются на ходу. Особенно это важно во время путин — сезонных миграций на нерест. Так, во время охотоморской минтаевой путины в январе — апреле добывают около миллиона тонн рыбы. И топливо подвозят прямо туда. В основном промышляют в водах исключительной экономической зоны (ИЭЗ) России, однако они не относятся к таможенной территории страны. И теперь судовое топливо с массовой долей серы не более одного процента обложили пошлиной. В результате отечественная морская заправка (бункеровка) подорожала на 50 тысяч рублей за тонну и стала невыгодной для рыболовов.
По данным ВАРПЭ, в сентябре тонна топлива у российских бункеровщиков стоила 565-600 долларов. Основной конкурент, Республика Корея, продавала на 15% дороже (622-685 долларов). С октября отечественный ресурс обогнал южнокорейский на 65%. И по пути из удаленных районов Охотского, Берингова и Баренцева морей в российский порт рыбаки вынуждены обращаться к бункеровщикам из Южной Кореи, Японии, Норвегии. "Это ставит промысел за пределами национальных вод в зависимость от решений недружественных государств", — указывает президент ВАРПЭ Герман Зверев. Китай тоже не лучшая альтернатива — логистическое плечо на два-три дня длиннее южнокорейского.
Ловись, рыбка
На ИЭЗ России, открытые воды Мирового океана и ИЭЗ иностранных государств приходится не менее 4,7 миллиона тонн водных биоресурсов (95,6% национального вылова). По сведениям Росрыболовства, в прошлом году общий улов достиг 4,88 миллиона тонн. В ВАРПЭ отмечают: 95,5% добыто за пределами таможенной зоны. В нашей ИЭЗ — 3,86 миллиона тонн, в ИЭЗ других стран — 359 тысяч, в открытой части промысловых районов — 217 тысяч.
По оценкам ВАРПЭ, из-за новой пошлины доля топлива в себестоимости увеличится с 30 до 44%, а общие расходы повысятся на 26%. Причем сильнее всего это скажется на социально значимой и наименее рентабельной рыбе: сельди, сардине, иваси, путассу и мойве.
Заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ Дмитрий Завьялов отмечает, что горючее всегда сильно влияет на цены. Существенное подорожание может обернуться сокращением потребления рыбной продукции. Поэтому вопрос о заградительных пошлинах требует совместного рассмотрения экспертами Минсельхоза и представителей отрасли.
В то же время доцент департамента логистики Финансового университета при правительстве, кандидат экономических наук Александр Арский полагает, что повышающие коэффициенты не окажут критического влияния. "В структуре себестоимости промыслового флота затраты на топливо — это 15-20%. А конкуренция не позволит спекулянтам взвинтить цены даже в краткосрочной перспективе", — говорит он. По его мнению, подорожание не превысит десяти процентов.
Кому платить
Пошлины так или иначе лягут на потребителя. На фоне общей инфляции, особенно в плодовоовощной продукции и мясе птицы, дополнительные расходы на рыбу, тем более традиционно считавшуюся недорогой, домохозяйствам совершенно ни к чему.
Доцент кафедры экономической статистики РЭУ Ольга Лебединская объясняет, что хотя доля этого продукта в корзине всего 2,3%, по социологическим данным, более 70% россиян считают рыбу важным компонентом здорового питания и увеличивают ее потребление.
К 19 июля добыча водных биоресурсов увеличилась на 3,8% относительно прошлого года — до 2,78 миллиона тонн.
"Спрос удовлетворяется как собственными силами, так и импортом. С первым и ранее были проблемы, а сейчас добавилась еще одна. Мотивы правительства понятны — надо пополнять госбюджет. Рыбодобывающие предприятия просто попали под общее повышение тарифов на заправку в море судов с бункеровочных танкеров. Траулеры месяцами находятся в море на промысле без захода в порты и пользуются морскими заправками. Сложнее всего компаниям, добывающим дешевые сорта рыбы, у которых норма прибыли меньше, спрос на такую рыбу небольшой и эластичный. Без сомнения, дальнейшее повышение цен ограничит слабоплатежеспособных покупателей — наиболее уязвимые группы населения", — указывает эксперт.
Проблему можно решить выводом судового топлива из-под действия постановления или признанием российской ИЭЗ беспошлинной зоной для отечественных кораблей. Иначе рыболовецкому флоту придется довольствоваться иностранным горючим.
Источник: ria.ru