Ярцево в судьбах великих. Кстати пришло на ум это название рубрики, которое в своё время придумал писатель и журналист Владимир Лисовский. Сегодня в памятную дату - 15 июля, день, когда на ярцевскую землю в 1941 году пришла большая война, мы вспоминаем тех, кто защищал Москву и Родину на ярцевском рубеже. Среди них был и молодой Михаил Пуговкин, которому ещё не исполнилось и 18 лет.
В рядах народного ополчения
Воскресенский краевед
Очерк. В Воскресенском округе проживает вдова великого русского актера Михаила Пуговкина, создатель и хранитель музея его памяти — Ирина Пуговкина.
Среди подмосковных городов, принявших на себя миссию защиты столицы в 1941 году своим массовым участием в народном ополчении, Воскресенск занимает достойное место. Больше тысячи наших земляков стали добровольцами московских дивизий и одними из первых вступили в бой с фашистами. Архив военкомата хранит ценный документ — блокнот записи в ряды народного ополчения.
По инициативе воскресенского Совета ветеранов, Воскресенского благочиния, при поддержке АО «Воскресенские минеральные удобрения» установлен памятник воскресенскому ополчению возле храма Иерусалимской Богоматери на месте сбора добровольцев в июле 1941-го.
На Смоленской земле на дальних подступах к Москве сражались 16 дивизий народного ополчения (ДНО), пять из них (2-я, 7-я, 8-я, 9-я и 13-я) — почти в полном составе погибли в те черные дни осени 1941-го. В Вяземском котле чудом уцелели, избежали плена, вышли из окружения группами и поодиночке настоящие счастливцы!
Наши земляки приняли участие в боях в составе 8-й и 9-й и, как стало известно, 6-й дивизий народного ополчения г. Москвы. Каждое имя добровольца хотелось бы знать, биографию каждого восстановить, о подвигах в бою и гибели в плену должны помнить родные, безвестность не может быть принята как факт биографии для солдат России.
Будучи дочерью погибшего на войне до своего рождения отца, Ирина Константиновна Пуговкина лично предприняла недюжинные усилия и восстановила боевой путь своего любимого супруга. Многое она запомнила из ценнейших воспоминаний Михаила Ивановича, который принял участие в боях под Вязьмой в составе 6-й дивизии народного ополчения Дзержинского района столицы, сумел выйти из окружения. Привожу ее рассказ.
«Михаилу Пуговкину — тогда начинающему артисту — 13 июля 1941 г. должно было исполниться 18 лет, но он решил изменить свою жизнь… неожиданно для самого себя, внезапно!
В то лето он снимался в фильме «Дело Артамоновых» — втором в его жизни кинофильме (из 148 кинофильмов в биографии великого актера). Он шел после съемок домой по Трубной площади, с другой стороны Цветного бульвара стояли около 100 автобусов — такого никто не видел! Парню захотелось узнать, что происходит. Политрук возле автобуса пояснил, что дивизия отправляется в действующую армию. На вопрос «Можно ли пополнить ее ряды», ответили утвердительно, без всяких проволочек. Михаил сел в один из автобусов вместе с такими же молодыми парнями в гражданской одежде, успев крикнуть проходящему мимо дяде Федору: «Скажи мамке, что я на фронт ушел!»
В учетной карточке участника войны М.И. Пуговкина его участие в боях датируется с 16.07.41 г. по 26.09.41 г. и далее… Это один из самых трудных для исторического анализа отрезок, слабо задокументированный и противоречивый. Воскресенцы — бойцы 6 ДНО в сентябре написали родным свои последние письма. Михаил Пуговкин, как передает нам слова мужа Ирина Константиновна, писем в 1941 г. не писал вообще.
Итак, ночью 11 июля 1941 года от Бахметьевской улицы (ныне ул. Образцова) дивизия начала свой автобусный путь по маршруту Москва — Можайск — Вязьма — Дорогобуж — Озерищи, для сооружения участка линии обороны Дорогобуж — Ельня.
Утром ополченцев привезли в Вязьму, целый день пешком дивизия шла на запад. У д. Починки остановились и построили для ночлега шалаши. Михаил Пуговкин отметил там свой 18-й день рождения.
15 июля отряд дивизии из трехсот бойцов, самых крепких и ловких парней, отобранных по их собственному горячему желанию, вступил в бой с передовыми частями армии противника, тогда говорили «с немецким десантом», высаженным в районе Ярцево. По воспоминаниям ополченца Б.В. Зылева, вернулись из этого первого сражения всего несколько человек. Среди них боевое крещение получил Михаил Пуговкин, поступивший в распоряжение разведывательной роты неслучайно, так как был физически крепким и смелым, обладал деревенской смекалкой.
16 июля «дзержинцы» первыми почувствовали, что такое действующая армия, для других московских дивизий, продвигавшихся до фронта (с земляными работами) пешком несколько месяцев, получилось по-другому: с марша — в первый и последний бой.
В зоне боевых действий 6 ДНО оказалась 19 июля, когда фашистский 46-й мехкорпус занял г. Ельню. Получив приказ отступать обратно к Дорогобужу, дивизия приступила к копке стрелковых окопов, траншей и площадок для артиллерии, сооружения маскировались, работали ночами.
В середине августа 6-е ДНО включили в состав 24 -й армии под командованием генерал-майора Константина Ракутина (погиб в бою 7 октября 1941). 15 августа дивизию обмундировали полностью, от кадровой армии их отличали только по выданным новым кавалерийским курткам. 20 августа 1941 года бойцы дивизии приняли военную присягу. Дивизии вручили Боевое Знамя, которое смогли сохранить и вынести из окружения.
30 августа 6-я МДНО участвует в Ельнинской наступательной операции. 26 сентября 1941 года дивизия была переименована в 160-ю стрелковую и приняла участие в Вяземской оборонительной операции.
Вспомним имена и помянем воскресенских ополченцев 6-й дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы. Они пополнили личный состав дивизии из-за отчисленных по болезни и ранению, до сих пор числятся пропавшими без вести в ноябре 1941 г., однако реальнее предполагать, что они погибли в октябре: Иван Андреевич Строгов, (1904 г.р., уроженец д. Лунево), Петр Григорьевич Титов (1902 г.р., проживал в д. Неверово), Петр Федорович Солохин (1913 г.р., уроженец Западной области, рабочий Цемзавода), Дмитрий Кузьмич Семенов (1904 г.р., уроженец с. Константиново).
2 октября после мощной артподготовки началось яростное наступление фашистов, рвавшихся к столице. Оборона на левом фланге Резервного фронта была прорвана, к середине дня танковое наступление противника шло по шоссе Рославль — Юхнов.
7 октября южная и северная группировки немецких войск создали восточнее Вязьмы кольцо окружения для 4-х армий Западного и Резервного фронтов.
9 октября в районе деревни Таборы крупные фашистские части преградили путь движению 160-й дивизии, был принят последний бой, который длился беспрерывно до полной темноты. Командир дивизии полковник А.И. Шундеев погиб, личный состав понес огромные потери, дрались до последнего снаряда, вступая в рукопашный бой.
10 октября разрозненные группы бойцов дивизии мелкими группами начали отход на восток, к линии фронта. Сбор остатков дивизии в середине октября производил командир разведывательного батальона командарм 2-го ранга Ф.М. Орлов. Он знал своих героических ребят в лицо, лично проверял данные о погибших, выслушивал рапорты каждого. Отчитался о том, как 4 дня добирался до Москвы и рядовой-разведчик Михаил Пуговкин.
Почти без передышки — снова на фронт, молодого красноармейца Михаила Пуговкина отправили на Южный фронт под Харьков, далее в Ростов-на-Дону.
Старший сержант, разведчик 1147 стрелкового полка 353 стрелковой дивизии Михаил был тяжело ранен в бою 26.08.1942 г. Вражеская граната могла оборвать его жизнь, левая нога была вся изранена осколками, иссечено было и лицо. Парню повезло, раскопали его санитары, так как сам бы не смог выбраться, был засыпан землей. Направили в эвакогоспиталь Ташкента, несколько суток в дороге, боль была жестокой, началась гангрена, обезболивание отсутствовало, но парень запомнился медперсоналу своими шутками, частушками, он не допускал мысли о смерти. Хирург настаивал на ампутации ноги, Михаил и слова такого не знал, просил оставить конечность и лечить.
К счастью, пришла спасительная телеграмма с требованием И.В. Сталина прекратить «опрометчивое подчас» ампутирование, в сложных условиях бороться за восстановление после ранения каждого солдата. В 4-х госпиталях лечили Михаила Ивановича, шрам остался от пятки до пояса, но был спасен для страны великий комедийный артист!
Есть еще один малоизвестный публике факт — второе спасение благодаря Сталину. Случилось, что оговорили завистники маму актера Наталью Михайловну, которая пекла и продавала пирожки возле станции метро «Белорусская», и она (за принесенный домой пирожок) была осуждена и отправлена в лагерь.В рядах народного ополчения
Михаил, не очень-то грамотный, с тремя классами образования, написал письмо вождю о том, что является начинающим артистом кино, что ранен был на фронте, что отец и братья воюют (он еще не знал об их гибели) и несправедливо так поступать в отношении хорошего и честного человека, если она пыталась накормить иждивенцев и еле сводила концы с концами… Письмо возымело действие! Произошло чудо: мать была через несколько дней отпущена и реабилитирована по ходатайству сына-солдата.
Много интересного в жизни случалось в судьбе Михаила Ивановича, 100-летний юбилей которого мы отметим в 2023 году. 13 июля 2022 года великому артисту всех времен и народов исполнилось бы 99 лет. Вдова готовится к выступлению-повествованию о его судьбе и встрече с читателями библиотеки в д. Усадище. Желаем ей доброго здоровья, благоденствия на Воскресенской земле! Всем родственникам — потомкам героев, благородным хранителям знания об их подвигах желаем счастья! Вечная память отдавшим жизнь за Родину!
Ирина Пуговкина и Марина Горидько
Автор книги «Воскресенское ополчение» Марина ГОРИДЬКО
Комментарий Николая Новоселова.
(С 2016 года занимается изучением истории Великой Отечественной войны, написал 2 книги в соавторстве про события 1941 года под городом Ярцево и справочники о погибших на территории Смоленской области).
Факт интересный. Следует отметить, что боевые действия дивизий народного ополчения плохо изучены из-за отсутствия документов. Тем более в период 15-20 июля 1941 г. из-за отсутствия организации обороны и постоянной передислокации штаба Западного фронта".