Соответственно, невостребованной оказалась и продукция моторных заводов. А их самих ждала горькая судьба. Предприятие в Ярцево остановлено, а ярцевский двигатель заменен созданным ЗИЛом на базе бензинового мотора дизелем.
Ярцевский дизель ЗИЛ-645
Некоторое время в Ярцеве выпускали дизельные двигатели, которые ставили на автомобили ЗИЛ-4331. В 1992 году с шестилетним опозданием состоялся пуск Ярцевского моторного завода. На его строительство ЗИЛ потратил 777 млн. рублей, еще 620 млн. пришлось на оборудование.
С приходом рыночной экономики ненадежный дизельный ЗИЛ-4331 оказался мало востребован. Тогда вообще среднетоннажные грузовики не пользовались спросом. В результате ЗИЛ так долго осваивавший новый грузовик, потратив на него кучу денег, оказался в очень невыгодном положении.
Как бы то ни было производство мотора продолжалось. К 1992 году ЯЗД выпустил 10 тысяч двигателей. Но в дальнейшем объемы производства постоянно снижались. Хотя справедливости ради следует отметить, что зиловцы неоднократно модернизировали свой мотору, улучшая его надежность и экономичность. Тем не менее уже к началу 2000-х производство ЗИЛ-645 фактически прекратилось.
Новое время
В начале двух тысячных годов в Ярцеве промышленная группа "Майнер" организовала производство техники: погрузочно-доставочных, шахтных самоходных доставочных машин, и самоходных машин для вспомогательных работ. Видимо размещение такого производства именно в Ярцеве было связано с наличием у нас отличной промплощадки, оборудования, высоковалицированных кадров автомобильной промышленности. Ведь совсем недавно в Ярцеве выпускали дизельный двигатель! В мире всего примерно 20 стран выпускают дизельные автомобили. Это высокотехнологичное производство. И, представляете, в Ярцеве было такое высокотехнологическое производство.
Вот что пишут, на фирменном сайте группы Майнер
Так сложилось, что в России конца XX века машины для подземной добычи не производились. Мы поставили перед собой амбициозную и сложную задачу создать эту технику и бросить вызов ведущим западным производителям. Результаты, которых добилась наша команда, дают мне право утверждать, что мы смогли воплотить в жизнь свои самые фантастические замыслы.
Сегодня десятки машин «МАЙНЕР» днём и ночью трудятся на благо горной индустрии в России от Белгородской области до Чукотки, в шахтах Казахстана и Узбекистана. Мы признательны горнякам за выбор техники «МАЙНЕР», и это накладывает на нас серьёзную ответственность, повышает планку требовательности. Сегодняшние результаты нашей работы были бы невозможны без команды единомышленников, без тех «фанатиков», кто горит идеей и вкладывает душу в наши железные машины на всём пути от чистого листа бумаги до запуска двигателя в шахте.
Думаю, что в нынешней обстановке у этого предприятия есть все шансы увеличить количество заказов. Пожелаем удачи и хорошей прибыли ярцевским машиностроителям!
Юрий Бухалов