Если исходить из решений суда — у нас давно должны быть отремонтированы все дороги, а над ними по ночам должны ярко сиять фонари. Примеров много. И сценарий всегда один: после жалоб граждан прокурор проводит проверку, фиксирует нарушения и обращается с иском в суд — а суд, в свою очередь, обязывает мэрию выполнить те или иные работы. И на этой стадии процесс начинает буксовать.
Вот простой пример. За один условный год в администрацию поступает около пятидесяти судебных решений о ремонте улично-дорожной сети. Исполняется примерно половина. Сюда же нужно добавить неисполненные решения прошлых лет. В итоге только по «дорожным искам» остаются неисполненными десятки решений. И их количество с каждым годом увеличивается.
Заметьте — это только «дорожные» решения. А ведь есть и другие — по уличному освещению, санитарной и пожарной безопасности, и прочие, прочие, прочие…
В этом вопросе недавно пыталась разобраться Вера Пряжкина — депутат городского Совета. Она направила в районную администрацию запрос, в котором затребовала следующую информацию: количество вступивших в силу, но не исполненных судебных решений, с указанием сути решения, сроков исполнения и необходимых для этого денежных средств.
В ответ на её запрос глава района Владимир Макаров прислал большое письмо, из которого… ничего не понятно.
Как сообщил Макаров, в этом году с января по октябрь включительно в адрес администрации поступило 213 различных судебных актов, из которых — 55 решений по искам прокурора о понуждении к совершению определенных действий. Но исполнение этих решений всегда упирается в отсутствие денег.
Вот, например, по болезненной теме — дорожной. Как сообщает Макаров в ответе депутату Пряжкиной, в этом году судом было принято 45 решений по искам в области дорожно-коммунального хозяйства, из которых 25 решений исполнено, а 20 — находятся на исполнении. Неисполненными значатся решения по 18 делам. Речь в них идёт как о ремонте, так и формальных недочётах.
Например, по одному из неисполненных решений (дело №2-652/2021) мэрия обязана провести паспортизацию улицы Луначарского — оказывается, эта улица в центре города у нас не оформлена должным образом. То же касается улицы Рокоссовского, улицы Московской и ряда других.
По делу №2а-1302/2020 администрация обязана обеспечить стационарным электрическим освещением Революционную улицу.
По делу №2-590/2021 администрация Ярцевского района обязана капитально отремонтировать 2-ю Деповскую улицу.
Решением по делу №2-1318/2020 на мэрию возложена обязанность обустроить пешеходный тротуар на улице Прохорова.
По делу №2а-56/2021 полагается провести ремонт на Машиностроительной улице…
И это — только последний год. Но нельзя забывать о том, что многие решения суда остаются неисполненными с прошлых лет. Например, по делу №2а-1317/2019 — о капитальном ремонте улицы Центральной и улицы Мичурина.
Или по делу №2а-1049/2019 — о капитальном ремонте «брошенного» участка улицы Прохорова. А ещё — по делу №2а-1046/2019 о капитальном ремонте улицы Маршала Жукова. Или по делу №2а-1048/2019 — о ремонте Базарной улицы… и так далее.
В ответе депутату Пряжкиной глава района пишет, что администрация даже примерно не представляет, сколько денег нужно на исполнение решений по «дорожным искам».
Вот что там сказано:
«К сожалению, размер денежных средств, необходимых для исполнения решений, указать не представляется возможным, поскольку требования и условия исполнения решений различны. На исполнение каждого решения суда необходимо составить сметную документацию, которая будет соответствовать работам, необходимым для удовлетворения требований прокурора».
Выходит, чиновники даже примерно не просчитывали свои возможности, а просто отмахнулись от решений: всё равно денег нет!
Кроме дорог, есть ещё другие коммунальные проблемы. Например, с прошлых лет остаётся неисполненным решение по ремонту резервного топливного хозяйства на котельной №1 в Восточной промзоне. На исполнение этого решения нужно 189 миллионов рублей (для сравнения — годовой бюджет города составляет примерно 125 миллионов). Разумеется, таких денег нет. Но их не появится и в будущем — поэтому нужно выходить на областное руководство, нужно изыскивать возможности. Однако у нас так не принято: проще всего отрезать — «нет денег». И точка.
Администрация привыкла оправдывать своё бездействие нищетой. При этом чиновники «забывают» о том, что они могут осуществлять заимствования, просить финансирования в вышестоящих бюджетах — на то есть много возможностей. Как неоднократно подчёркивалось, «отсутствие денежных средств не может являться достаточным основанием для неисполнения решения суда».
Напомним: обязательность судебных решений является важнейшим принципом судопроизводства. Вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов власти и подлежат неукоснительному исполнению.
Неисполнение решения суда влечёт за собой ответственность по 315-й статье Уголовного кодекса. Если речь идёт о злостном неисполнении решения суда, которое допустил представитель муниципальной власти — это наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей, либо дисквалификаций на срок до 5 лет, а в особо запущенных случаях даже лишением свободы на срок до 2 лет.