Санкт-петербургская студия «Partizan» начала работу над лентой «Сталь» — она расскажет о танковом сражении, битве под Сенно в начале июля 1941 года. В основу кино легли письма танкиста и воспоминания ветеранов-танкистов.
— Для многих современных подростков Вторая мировая война – управление танком в онлайн-игре, перезагрузка после гибели танка. Так было и для нашего главного героя – современного мальчишки, фаната компьютерного танкового симулятора, до тех пор, пора он не столкнулся с прошлым лично, — говорится в предисловии к фильму на сайте проекта «Сталь».
«Санкт-Петербургский дневник» (автор Даниил Шишкин) рассказал, что в конце декабря 2015 года в кинозале "Angleterre Cinema Lounge" состоялся премьерный показ тизера предстоящего художественного фильма "Сталь". Фильм расскажет о танковом сражении – битве под Сенно, известной также как советское контрнаступление в направлении белорусского города Лепель.
Поисковыми отрядами был обнаружен танк, затонувший в лепельских болотах. Эта трагическая находка сохранила не только имена погибших защитников Родины, но и единственный сохранившийся на ходу танк БТ-7, который сыграет главную роль в фильме "Сталь". По сюжету фильма, этот танк находит заблудившийся в лесу десятилетний мальчишка. Со свойственной детской любознательностью, ребёнок бесстрашно спускается в недра боевой машины, где находит дневник командира погибшего экипажа. Читая его, маленький герой вместе со зрителями картины окунается в события августа 1941 года.
По словам сценариста картины, военного историка Артема Кокина, в работе над фильмом ему очень помогло участие в другой картине – "28 панфиловцев", который уже этой весной должен выйти в широкий прокат. "Современные фильмы о войне, за редким исключением, вызывают у меня, как у историка, чувство большого раздражения. - заявил Кокин на презентации тизера, – Мы решили, что такой фильм ("28 панфиловцев – Прим.ред.) не должен быть один".
Основные съёмки "Стали" пройдут летом 2016 года в Белоруссии, картину зритель сможет увидеть не раньше 2017 года.
Вот что рассказал в интервью череповецкой газете «Речь» автор сценария Артём Кокин:
Артем Кокин, стоявший у истоков первого военно-исторического клуба Череповца, занимающегося Великой Отечественной, уже 10 лет живет в Петербурге. После участия в ряде кинопроектов Артем взялся на написание сценария фильма о забытом танковом сражении.
— Фильм «Сталь» расскажет о грандиозном танковом сражении — битве под Сенно (город в Белоруссии — авт.), произошедшей в начале июля 1941 года, — рассказал корреспонденту «Речи» Артем Кокин. — Тогда в белорусских полях сошлись в жестокой схватке несколько тысяч стальных машин и пали в боях тысячи советских и немецких солдат и командиров. Об этой битве не любили вспоминать, так как закончилась она тяжелыми потерями для советских войск. Но наши люди, погибшие в ней, совершили свой подвиг: они затормозили военную машину вермахта, застопорили план «Барбаросса», дали возможность в будущем переломить ход войны в пользу нашей страны.
«Сталь» — это патриотическое кино, раскрывающее неизвестные страницы великого прошлого. Фильм призван напомнить о цене Победы современным людям, и прежде всего молодежи, заставить ее задуматься и оглянуться назад — на своих отцов, дедов и прадедов, отдавших жизни за будущее своих детей. Этот фильм — дань памяти неизвестному подвигу, показанному на примере нескольких дней жизни одного танкового экипажа в горниле огромной танковой битвы.
— Как пришла идея сценария, какие источники вы использовали?
— Духовной основой картины стали воспоминания танкистов — ветеранов Великой Отечественной, а также дошедшие до наших дней личные письма и документы. Идея фильма пришла после прочтения письма погибшего от ран танкиста, найденного в танке в глухом лесу под Вязьмой в 70-х годах. Письмо глубоко тронуло меня, и появилась идея экранизировать эту историю. В процессе работы я нашел другие подобные письма, и было решено перенести действие в Белоруссию, в июль 1941 года, так как захотелось рассказать историю не просто одного экипажа, а еще и забытой битвы. Сценарий писался два года, и до сих пор я его немного доделываю, включаю какие-то важные детали, находки и идеи. Чтобы максимально приблизить происходящее на экране к современному человеку, и в частности к детям, мы решили добавить в картину и наше время. История начинается тем, что наш с вами современник, 10-летний парень, заблудившись в лесу, случайно находит танк из 41-го года, а в нем погибшего танкиста и его фронтовые записи. Ребенок читает их, и мы раскрываем перед ним великий подвиг наших предков в 1941 году.
— На какой стадии сейчас работа над фильмом?
— Основные съемки предстоят весной — летом 2016 — 2017 годов, сейчас идет подготовительный период. Пока снят только фрагмент фильма, который доступен в сети Интернет на нашем сайте (kinostal.ru), а также на канале в YouTube.com. Фрагмент мы снимали в Белоруссии, недалеко от Минска. В съемках участвовал настоящий танк БТ-7 1935 года выпуска, который реально воевал под Сенно в 1941 году, был утоплен в болоте, в двухтысячных годах поднят, отреставрирован и в настоящее время экспонируется в историко-культурном центре «Линия Сталина», который находится под Минском. «Боевого товарища» починили, и он получил главную роль в нашем фильме. Вся наша съемочная группа убеждена, что он живой, от машины идет непередаваемая энергетика.
Мы уважаем своего зрителя, поэтому наша картина будет сделана качественно. В этом нам помогут наши партнеры и инвесторы, надеемся, что поможет и государство. Любой качественный продукт стоит дорого, и кино не является исключением, а особенно кино о войне, с применением оригинальной военной техники, большого количества массовки, пиротехнических эффектов и компьютерной графики. Часть средств будет собрана путем добровольных пожертвований неравнодушных к фильму людей. Мы обязательно найдем способы отблагодарить их.
— Вы принимали участие уже в нескольких фильмах о Великой Отечественной. Тема не отпускает?
— Снова Великая Отечественная, потому что я разбираюсь в теме и мне есть что сказать об этом. Работа в фильме «28 панфиловцев» (Артем Кокин был главным консультантом картины, художником по костюмам и реквизитором — авт.) дала бесценный опыт, и я понял, что способен на что-то большее. Показал сценарий своим друзьям, актеру БДТ Дмитрию Мурашеву и режиссеру Алексею Сильянову. Сценарий им понравился, и мы решили отправиться в самостоятельное плавание. Для меня это первая работа в качестве сценариста и актера, совершенно новая, трудная, но и очень интересная.
— Так вы и сами появитесь на экране? Кого играете?
— Первоначально не думал сниматься в фильме, тем более что у меня нет актерского образования. Но режиссер увидел во мне потенциал и предложил роль. Надеюсь, что зрители не будут разочарованы, тем более что работа проходит под чутким руководством профессионалов. Мой персонаж — механик-водитель танка БТ-7, один из тысяч советских танкистов, которые летом 1941 года защищали нашу страну от нашествия. Молодой парень, который очень любил жизнь, но не представлял себе ее под игом оккупантов. И отдал за свободу нашей Родины самое дорогое — свою жизнь.
— Какой, по вашему мнению, в современном кино нужно показывать Великую Отечественную войну: со множеством спецэффектов или главный упор нужно делать на чувства персонажей?
— На мой взгляд, современный зритель пресыщен спецэффектами и красочной картинкой, за которой ничего нет. Нет идеи, нет смыслов, нет героев, достойных подражания, зачастую даже точного понимания, что же хотели сказать создатели. Я считаю, что нужно создавать фильмы, которые расскажут молодым людям о том, что есть хорошо и что есть плохо, и вернут нравственные опоры. В лучших советских фильмах это было, а в современном кино о Великой Отечественной катастрофически не хватает.
— Вот только будет ли молодежь смотреть кино о войне без красочного показа боев?
— Чтобы молодежь смотрела, кино, несомненно, должно захватывать. И конечно, должны использоваться самые современные технологии. Но не одними спецэффектами живо хорошее кино. К сожалению, сейчас упор делается только на внешнюю привлекательность, «жвачку для глаз». После просмотра таких фильмов ничего не остается в душе. Новое кино, как мне кажется, должно сочетать смысл и стильную яркую картинку. 2016-й объявлен в России Годом отечественного кино, и мы очень надеемся, что в этом году начнется настоящее возрождение хорошего кино в нашей стране. В свою очередь, и мы постараемся внести в это дело свою лепту.
Интервью взял Сергей Виноградов
Фото: кадры из фильма «Сталь», газета «Речь», www.waralbum.ru