В первой «жаркой» декаде июля на известных Хлудовских мануфактурах в Ярцеве произошёл пожар. Сгорел верхний ярус здания и часть кровли. Поскольку вышка является объектом культурного наследия, меры реагирования несколько иные, чем при обычном возгорании. До сих пор неясен вопрос: что делать с объектом дальше?
По имеющейся информации предварительная причина пожара – человеческий фактор. Эта информация официально пока не подтверждена: идёт проверка. Но, по всей видимости, сведения похожи на правду. Статистика подобных происшествий говорит о том, что большой огонь возникает из-за ничтожной причины. Банальная невнимательность, непогашенный окурок или брошенная спичка – в результате пожар.
Территория Хлудовской фабрики вроде бы охраняется. Просто так туда не попасть. Однако местные жители обратили внимание, что в последнее время «неустановленные граждане» без профессии и определённого места жительства нередко наведываются за металлоломом. Есть основания предполагать, что именно они и стали тем самым человеческим фактором. Случаи кражи металла на неохраняемых объектах культурного наследия – далеко не редкость для Смоленщины. Правда, не все эпизоды попадают в статистику. И уж совсем нечасто виновных наказывают.
Из-за пожара пострадали ярус и кровля одного из корпусов старого здания. Есть информация, что нынешний пользователь объекта не против, чтобы у него забрали неликвид. Даже общественные обсуждения по этому поводу были. Но кто возьмёт? Все прекрасно понимают, что культурное наследие для некоторых пользователей как чемодан без ручки. И бросить нельзя, и тащить невмоготу. Тот, кто владеет таким сокровищем должен его во-первых, сохранять, во-вторых, реставрировать, в-третьих, грамотно использовать. То есть в соответствии с законом. А это немалые вложения, но сначала – высокий уровень общей культуры. Вряд ли на Смоленщине найдутся меценаты такого с такими возможностями
Есть ли выход из тупика? Если и да, то пока он не просматривается. После анализа причин пожара собственник или правообладатель должен будет восстановить утраченные конструкции. Реставрация влетит в копеечку. Теоретически с согласия собственника это может сделать какой-нибудь инвестор. Самый главный вопрос при реставрации любого объекта – как его потом использовать? Проще говоря, деньги вложены, как они будут работать? Например, для Смоленской крепости придумали музей. В усадьбах делают гостиницы и рестораны. А многие памятники каменного и деревянного зодчества тихо разрушаются сами, потому что у государства просто нет средств их содержать.
SmolNarod