Тема дистанционного образования в связи с началом пандемии коронавируса в прошлом году напрямую коснулась нашего города. Все (!) учебные заведения Ярцева почти на три месяца закрылись для учащихся. И началась довольно трудная для детей, родителей и преподавателей пора. О том, как это было мы спросили учеников ярцевских школ (их имена мы изменили, чтобы избежать недопонимания с учителями).
История Насти, ученицы СШ №4, которая в прошлом году заканчивала 9 класс и должна была сдавать ОГЭ, пожалуй, самая плачевная, в том смысле, что от «дистанционного образования» здесь уж точно осталось одно название. О том, что в школу идти не нужно Настя узнала от мамы, которой позвонила классная руководитель и сообщила о начале карантина (это был первый и последний звонок родителям из школы). «Я поверила в это только когда увидела просто огромные компании школьников на улицах», - говорит Настя, - «В целом, во всё, что было дальше тоже было сложно поверить». Ученица 8 класса Катя из гимназии встретила эту новость восторженно: «Целая неделя без школы. Звучало круто. Но уже совсем скоро я поняла, что новость скорее плохая, чем хорошая».
Никаких уроков онлайн по словам школьников не было. О них даже и речи не шло, что в общем-то логично, учитывая то, что у очень многих нет стабильного интернета и гаджетов. Андрей, ровесник Насти, учащийся СШ № 9 рассказал, что была предпринята одна попытка провести консультацию по обществознанию в Zoom, но успехом она, конечно, не увенчалась, и больше попыток не было. Примерно так же обстояли дела в СШ № 8 говорит ученица 7 класса Кристина: «У половины класса даже не было возможности скачать задания с почты, не говоря уж о видео уроках». То есть понимаете? Уроков вообще не было – новые темы не проходились, 3 месяца повторения. Были только (!) домашние задания.
И система выполнения домашних заданий оказалась самым кошмарным для школьников, а в младших классах и для родителей. Настя и её одноклассники получали письменные задания по главным предметам через чат для домашнего задания в соцсети, в котором состояли ученики класса и классный руководитель. Но ответственного за домашнее (ученика или учителя) не было –задания скидывали в чат разные люди, которым учителя-предметники передавали задания. Эти люди могли забыть или скинуть задание в день, когда его уже нужно было сдавать. Система проверки такая же – скидываешь кому-то, он учителю. Прямых контактов учителя у большинства нет. Ничего не понятно ни с оценками, ни с тем, дошло ли задание вообще. Настя признаётся, что часть заданий не сдала до сих пор, однако окончить школу это ей не помешало. Андрей тоже с учителями в тот период не общался: «Раз в 2-3 недели кто-то мог спросить про домашку, сказать кто должник. Некоторые учителя давали какой-то комментарий, часто без оценки. Но на этом обычно всё и заканчивалось». Катя вспоминает период «дистанционки» как самое ужасное школьное время – столько было полностью самостоятельной (и часто бессмысленной) работы. В школах Кати и Кристины система была хоть сколько-то отлажена – задания передавались централизовано всем через цифровые классы, родители получали на почту отчёт об оценках.
Настя и Андрей в прошлом году были выпускниками. О своих оценках они узнали только из аттестатов. Об отмене ОГЭ – по новостям.
Что по сути мы имеем? Проблема дистанционного образования стала целиком и полностью заботой учеников, учителей и родителей. Никто не был к этому готов. Никаких дополнительных методических указаний (судя по тому, что мы видим) дано не было, не был обеспечен даже банальный доступ к интернету. И это истории вполне взрослых самостоятельных людей. А теперь представьте какого было мамам ребят из начальной и средней школы, особенно тем, у кого не один ребёнок.
Я преподаю онлайн, я вижу и знаю, какой дистанционное образование мощный инструмент, какие невероятные возможности он открывает. Например, сейчас я обучаю русскому итальянца и сербку, раньше занималась с девочкой армянкой из небольшого посёлка – это было бы невозможно не будь у нас дистанционки. У нас в стране существует ФГОС второго поколения, в нём много внимания уделено этому вопросу. Там говорится, что дистанционное образование – это эффективная современная педагогическая информационная образовательная технология. Но судя по ситуации в Ярцево поверить в это невозможно. А всё потому, что у нас вовсе нет дистанционного образования – фотка учебника, 3 месяца повторения, куча домашки – это всё не дистанционка, это её отсутствие. Я думаю, что прежде чем вводить какую-то меру, нужно к ней тщательно подготовиться и обеспечить условия для её применения.