Каждый день в нашем районе регистрируются случаи дистанционного мошенничества. Современные технологии развиваются стремительно, а вместе с ними лавинообразно растет число преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (современных средств связи, сети «Интернет»). Несмотря на постоянные предупреждения, граждане продолжают верить уловкам аферистов и добровольно отдавать им свои деньги.
Цифры и факты
За 2020 год на территории оперативного обслуживания Межмуниципального отдела (а это Ярцевский, Кардымовский и Духовщинский районы) зарегистрировано 181 дистанционное преступление с использованием телефонной связи и Интернета. Из них на территории Ярцевского района – 82 кражи с банковских карт (в 2019 году – 39), 52 мошенничества (в 2019 году – 23). (Из обзорной справки о состоянии работы по выявлению, расследованию и предупреждению дистанционных преступлений, предоставленной Отделом уголовного розыска Межмуниципального отдела МВД России «Ярцевский».)
Как ясно из того же документа, раскрываемость подобных преступлений является очень низкой. Так, за прошлый год в нашем районе раскрыто 3 кражи с банковских карт и 1 мошенничество.
За это же время ущерб от таких преступлений на территории оперативного обслуживания МО МВД России «Ярцевский» составил более 13,5 миллиона рублей, а процент возмещения ущерба потерпевшим — 10%.
За первый квартал текущего года в Межмуниципальном отделе зарегистрировано 41 дистанционное преступление с использованием телефонной связи и Интернета, из которых на территории Ярцевского района – 20 краж с банковских карт и 10 мошенничеств. Раскрыта пока только одна кража. Причиненный гражданам Ярцевского, Кардымовского и Духовщинского районов ущерб составил около 3,4 миллиона рублей. Возмещение ущерба потерпевшим — 1%.
Серьезный разговор
14 апреля сложившуюся ситуацию обсудили участники «круглого стола» «Профилактика дистанционных краж и мошенничества на территории МО «Ярцевский район» Смоленской области», состоявшегося по инициативе депутатов Ярцевского районного Совета и МО МВД России «Ярцевский».
В заседании приняли участие глава района Владимир Макаров, заместитель главы Наталья Соловьева, заместитель начальника отдела уголовного розыска МО МВД России «Ярцевский» Максим Буянов, глава Суетовского сельского поселения Александр Волков, глава Михейковского сельского поселения Николай Киселев. Также в работе участвовали представители банков, работающих на территории Ярцевского района: начальник отдела экономической безопасности Смоленского отделения №8609 ПАО Сбербанк России Константин Хотулев, менеджер по продаже зарплатных проектов Смоленского отделения №8609 ПАО Сбербанк России Ксения Петрова, главный менеджер-контролер ОО «Ярцевский» филиала №3652 банка ВТБ (ПАО) Евгений Глазунов, управляющая дополнительным офисом АО «Россельхозбанк» в городе Ярцево Ирина Кулешова.
— В настоящее время хищение денежных средств, совершаемое с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (современных средств связи, сети «Интернет») – это одно из самых динамично развивающихся направлений преступных посягательств, — сказала председатель Ярцевского райсовета Ирина Полякова. — Основная особенность этих преступлений состоит в том, что личного контакта преступника с потерпевшими не происходит, их могут разделять тысячи километров. Общение осуществляется, как правило, по телефону, в различных мессенджерах. Немаловажную роль в предупреждении этих преступлений играет профилактическая работа с населением. Ее качество зависит от эффективности взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Об участии Администрации Ярцевского района в профилактике дистанционных краж и мошенничества на территории муниципального образования рассказала Наталья Соловьева. При этом основное внимание Наталья Николаевна уделила профилактической работе с обучающимися образовательных организаций города и их родителями.
Одно из перспективных направлений этой работы – формирование у школьников финансовой грамотности. В 2020-2021 годах в рамках этого направления ярцевские учащиеся принимали участие во всероссийских онлайн-уроках, викторинах, проходили тестирование по финансовой грамотности. Также ведется работа и с родителями. Информация по профилактике дистанционного мошенничества размещена на школьных стендах и сайтах образовательных организаций, в марте прошли общегородские собрания для родительской общественности, посвященные ответственности родителей за безопасность жизнедеятельности детей.
Как действуют мошенники
О тактике дистанционных мошенников и наиболее распространенных схемах обмана клиентов Сбербанка, а также о мерах, принимаемых сотрудниками банка, рассказала менеджер по продаже зарплатных проектов Смоленского отделения №8609 ПАО Сбербанк России Ксения Петрова.
Ксения Сергеевна обратила внимание на то, что большая часть мошенничеств строится вокруг кода безопасности банковской карты. При этом общий признак всех атак – это введение человека в заблуждение и требование срочного решения. То есть, потенциальную жертву вводят в состояние стресса, шока, играют на таких эмоциях, как страх или желание быстрого результата, и вынуждают совершать действия под диктовку.
Вот наиболее распространенные сегодня способы мошенничества: Вам звонят с неизвестного номера, представляются сотрудниками банка или другой государственной структуры и озвучивают пугающую причину звонка. А далее возможны варианты.
— Вас просят назвать код из полученной СМС. Но это то же самое, что отдать ключи от квартиры. Вы дадите мошенникам доступ к своим счетам, картам и потеряете деньги.
— Вам предлагают отправить деньги на другой счет («резервный» счет), так как там они «будут в безопасности». Выполнив это требование, вы переводите свои деньги на чужую карту.
— Вам говорят, что с Вашей карты осуществляется перевод в другой город. Так мошенники вовлекают Вас в «расследование» и просят сообщить Ваши данные.
— К Вам обращаются за помощью. Например, «Помогите поймать сотрудника. Вы делаете перевод на спецсчет – мы задерживаем его в банке. И никому ни слова».
— Вам сообщают, что на Вас оформили кредит. Вам предложат отменить заявку, выманят Ваши данные и оформят на Вас настоящий кредит, а деньги украдут.
— На Ваш смартфон приходит сообщение с предложением загрузить приложение или пройти по указанной ссылке. Как вариант, фальшивая «техподдержка» предлагает установить «программу для безопасности».
Чтобы защитить себя от мошенничества, не совершайте какие-либо действия по инструкции звонящего. Никогда никому не сообщайте коды от СМС, которые приходят на телефон, и трехзначный код на обороте карты. Сотрудники банка никогда не запрашивают эту информацию. Если Вы все же назвали свои данные, срочно блокируйте карту в СбербанкОнлайн или по номеру 900.
Железное правило от Сбербанка
Начальник отдела экономической безопасности Смоленского отделения №8609 ПАО Сбербанк России Константин Хотулев подчеркнул, что Сбербанк особое внимание уделяет мерам безопасности и профилактики дистанционного мошенничества.
— Прошу довести до граждан одно железное правило, — подчеркнул Константин Александрович, — никогда никакие сотрудники банка, службы безопасности, полиции, следственного комитета, ФСБ, прокуратуры не звонят гражданам с предложением как-то распоряжаться их деньгами или совершать какие-либо действия с банковскими картами. Также никогда никакой сотрудник банка не будет выяснять у вас какие-либо данные. Если Вам звонят и говорят, что с Вашими счетами, картами что-то происходит, сразу кладите трубку.
Основы безопасности от ВТБ
Главный менеджер-контролер ОО «Ярцевский» филиала №3652 банка ВТБ (ПАО) Евгений Глазунов отметил, что, как правило, мошеннические действия совершаются с помощью методики «социальной инженерии». В ходе телефонного звонка с номеров, похожих на номера банка ВТБ, мошенник пытается выяснить у человека наличие счетов и банковских карт. Цель – получить доступ к учетным данным клиента и завладеть данными переменного секретного кода, полученного посредством СМС-сообщения.
Также Евгений Александрович напомнил основные правила безопасности. В частности,
— при поступлении звонков от имени «банковских работников» или СМС/Viber-сообщений якобы от «ВТБ», в которых Вам сообщают, что Ваша карта заблокирована или есть проблемы с проведением информации, или заблокирован доступ в ВТБ-онлайн и т.п., нельзя перезванивать на указанные номера, сообщать данные банковских карт или свои персональные данные;
— от банка не могут поступать звонки с номеров 8-800- ***-**-**, в частности, 8-800-100-24-24, 8-800-200-23-26, 8-800-500-24-24 и с номеров 8-495-777-24-24, 8-495-777-77-24, 8-495-771-78-88,8-495-925-80-00. Эти номера принадлежат банку, но предназначены только для входящих звонков;
— при любых сомнениях следует прекратить общение и самим перезвонить в банк;
— при использовании карты в Интернете нужно пользоваться только проверенными сайтами, так как велика опасность перейти на поддельный сайт;
— при использовании смартфона или планшета полезно установить антивирусное программное обеспечение;
— нельзя устанавливать приложения из недостоверных источников, открывать подозрительные письма и ссылки. При утрате смартфона немедленно обращайтесь в банк и блокируйте доступ в ВТБ-онлайн.
О комплексе мер и программах, используемых Россельхозбанком для защиты информации, и мерах профилактики дистанционного мошенничества рассказала управляющая дополнительным офисом АО «Россельхозбанк» в городе Ярцево Ирина Кулешова. Также Ирина Викторовна напомнила о таком способе защиты банковских карт, как их страхование.
Следствие ведется
О ситуации с дистанционными преступлениями на территории Ярцевского района рассказал заместитель начальника отдела уголовного розыска МО МВД России «Ярцевский» Максим Буянов.
В настоящее время наиболее распространены две преступные схемы. Преступники звонят гражданам и сообщают: «С Вашей карты происходит списание средств» или «С Вашей карты идет оформление кредита третьими лицами». Дальше следует предложение оформить кредит на ту же сумму на себя, а затем — перевести денежные средства на «надежные» номера телефонов.
К сожалению, граждане слепо следуют инструкциям мошенников. Самым яркий пример последних недель: пенсионерка из Ярцевского района оформила кредит на сумму 2 миллиона 100 тысяч и передала деньги мошенникам.
— Наглость преступников доходит до того, что они советуют своим жертвам: «Если сотрудник банка будет спрашивать, для чего Вам такая сумма кредита, говорите, что на лечение зубов», — рассказал Максим Буянов. — Особенно подвержены таким преступлениям граждане от 60 лет и старше. Мы обращаемся к детям и другим родственникам пожилых ярцевчан: проведите с ними беседу, расскажите об уловках мошенников, чтобы в случае получения подобных звонков они не предпринимали никаких действий.
Раскрыть дистанционное мошенничество, а тем более задержать преступников очень сложно. Анализ регистрируемых заявлений показывает, что наибольшее количество мошенничеств совершено с использованием средств мобильной связи операторов Самарской области. Также данные преступления совершаются с территории Москвы и Московской области, Республик Коми и Татарстан, Краснодарского края, Ханты-Мансийского округа, Архангельской, Курганской, Липецкой и Новосибирской областей, а также других регионов России.
Максим Петрович рассказал, что по каждому факту дистанционного мошенничества проводится необходимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий. Важную роль играет и профилактическая работа. Граждане постоянно информируются о способах совершения преступлений: среди населения распространяются памятки, участковые уполномоченные совершают профилактические обходы. Информация о видах мошенничества размещена на информационных стендах административных зданий района, в том числе в сельских поселениях, в участковом пункте полиции, в местах массового скопления граждан, железнодорожном вокзале, автостанции, сетевых магазинах, торговых центрах, в зданиях Пенсионного фонда, в объектах культурно-досуговой сферы, на информационных стендах многоквартирных домов. Осуществляется взаимодействие с органами СМИ, публикации в соцсетях. По договоренности с автотранспортным предприятием «Автолайн» в автобусах компании размещаются информационные памятки, также предупреждение о действиях мошенников транслируется «бегущей строкой».
Вопросы и ответы
В ходе работы «круглого стола» сотрудникам банков и полиции было задано довольно много вопросов.
Борис Авилов: При покупке в интернет-магазине часто запрашивают данные карты. Насколько это безопасно?
Константин Хотулев: Все зависит от надежности интернет-магазина. Данные может запрашивать и настоящий интернет-магазин, и мошенники.
Ирина Полякова: Каким образом пенсионеру оформляется кредит на огромную сумму и так быстро? Не говорит ли это о коррупционной связке работника банка с преступниками?
Константин Хотулев: Работники банка в Ярцеве не принимают решения о предоставлении кредита. Центр принятия решения находится вне пределов Смоленской области. Сумма кредита рассчитывается, исходя из платежеспособности клиента.
Людмила Азаренкова: Сейчас мошенники создают поддельные сайты известных фирм, известных магазинов. Отличие такого фальшивого сайта от настоящего может быть практически незаметным. Отслеживаются ли подобные фальшивые сайты и фирмы?
Константин Хотулев: Обязательно. Банк всегда просит сообщать о случаях мошенничества, с которым сталкиваются наши клиенты. Вы можете прийти в отделение банка или сообщить об использовании вредных Интернет-ресурсов на сайте банка. Чем раньше банк узнает о них, тем быстрее могут быть приняты меры.
Ирина Полякова: Большинство граждан сейчас использует банковские карты как средство платежа в магазинах. Насколько это безопасно, и действительно ли нужно забирать с собой кассовые чеки?
Евгений Глазунов: Банковскую карту нельзя оставлять без присмотра. Она должна лежать в надежном месте. Также лучше при покупке в магазине забирать кассовые чеки, так как на них содержится код, по которому можно отследить банковскую операцию.
Ирина Полякова: Банковская карта «привязана» к сберегательной книжке. Может ли быть совершено хищение с книжки через карту?
Ирина Кулешова: Да, если вы «привязали» карту к своему вкладу на сберкнижке. Здесь нужно быть особенно внимательными. Мы не рекомендуем клиентам делать такую привязку.
Анна Чугунова: Если человек понимает, что его «разводят» мошенники, может ли он позвонить в полицию и передать номер телефона мошенников.
Максим Буянов: Да, формируется общая база УВД, в которую вносятся номера, с которых звонят мошенники. Это позволяет определить регион, в котором находятся мошенники. По фактам мошеннических действий незамедлительно обращайтесь в полицию по адресу: г. Ярцево, ул. Советская, д. 5. Телефоны: 02, 8 (48143) 7-29-56.
По итогам работы «круглого стола» депутаты райсовета приняли резолюцию, в которой оценили сложившуюся ситуацию и предложили комплекс мер по профилактике дистанционных преступлений.
Автор Татьяна Филимонова
газета Вести Привопья
с подачи сайта