Беспросветная кадровая пропасть — так называется положение, в котором находится ярцевское здравоохранение. Врачей катастрофически не хватает. Об этом говорят уже несколько лет, но разговоры не приносят результата.
Дефицит врачей возник не сегодня и не вчера. Отток специалистов продолжается как минимум десять лет, просто в последние годы это стало особенно заметно, оттого и болезненно. И все эти годы чиновники разных уровней не перестают повторять: «вот-вот проблема решится». Уповают на программу «Земский доктор» и надеются на целевое обучение молодых врачей. Но хвалёная программа, увы, так и не стала спасением. Целевое обучение тоже осталось фантазией. Кадровый голод отмечается уже много лет — за этот срок можно было обучить сотни новых специалистов, но… Но всё это так и осталось мечтами и ожиданиями.
Реальность такова: сегодня укомплектованность Ярцевской центральной районной больницы врачами составляет… 38 процентов. Такие данные сообщил депутатам районного Совета новый главврач Сергей Герасимов. Немногим лучше ситуация с укомплектованностью средними медработниками — 58 процентов.
Эти цифры сами по себе уже красноречивы. Но есть ещё «вишенка на торте»: возрастной состав сотрудников больницы. Сегодня в Ярцевской ЦРБ доля пенсионеров составляет… 71 процент от общей численности.
Новый главврач Сергей Герасимов выступает перед депутатами
Попытки решения этой проблемы можно обозначить поговоркой — «перекладывание с больной головы на здоровую». Это внутреннее и внешнее совместительство, увеличение объема работ, обучение врачей второй специальности путем профессиональной переподготовки. Проще говоря, новых врачей нет — приходится по максимуму выжимать из тех, которые ещё не сбежали в Москву и не ушли на пенсию. Но откуда взяться в провинции новым врачам, если в провинции им не готовы платить? Какими программами заманишь в Ярцево молодого специалиста, если у него есть волшебная возможность уехать в столицу и зарабатывать в несколько раз больше?
Ответить на этот вопрос региональные власти не могут. Или не хотят.
Отсутствие врачей — это не ярцевский эксклюзив. Проблема общая, называется она — российская система организации здравоохранения. Если называть вещи своими именами: государство, на словах обещая манну небесную, ничего не делает для развития медицины в провинции. В первую очередь это касается денег: уровень материального стимулирования врачей остаётся недостаточным.
В провинции это заметно вдвойне. Есть такое мнение: чтобы заманить молодого врача в условное Ярцево, ему должны платить не просто «как в Москве», а «больше, чем в Москве» — чтобы компенсировать чудовищное несоответствие в комфорте жизни, что для молодёжи является определяющим фактором. Пойдёт ли на это государство? Вопрос риторический.
Давайте на минуту оставим Ярцево и посмотрим на ситуацию в других городах нашей области. Возьмём один из самых развитых и перспективных — Гагарин. Положение у них точно такое же.
Гагаринская ЦРБ находится в состоянии «глубокого кадрового дефицита». По данным на начало года, на 160 врачебных ставок в Гагарине работает всего 72 специалиста. Так же, как и в Ярцеве, больше половины врачей — пенсионеры. Коэффициент совместительства 1,95 — фактически, каждый врач работает за двоих. Терапия и педиатрия укомплектованы всего на 30 процентов, акушерство-гинекология, психология-наркология и неврология — менее чем на четверть, а в кардиологии и урологии работают исключительно совместители.
Бывает и хуже. В прошлом году областные источники сообщали, что укомплектованность врачами в штатном расписании, например, в Тёмкинском районе составляет 26 процентов, в Дорогобужском и Новодугинском районах — 38 процентов. О таких печальных учреждениях, как Духовщинская ЦРБ, не стоит даже упоминать: жители соседнего района давно ездят в Ярцево и на лечение, и на медкомиссии.
Несколько лет назад известный доктор и общественный деятель Леонид Рошаль заявлял: «Я знаю центральные районные больницы, где на 12 участках остался один терапевт. Знаю детские поликлиники, которые более чем на 50 процентов не укомплектованы педиатрами. Знаю, где врачей активно заменяют на фельдшеров и что есть районы, где вообще нет ни одного врача. Знаю, что сводные цифры Росстата не отражают истинного положения дела… Мы сейчас почти на дне этой проблемы».
Об этом господин Рошаль писал в августе 2017 года. С тех пор ситуация стала ещё печальнее. Интересно, за три с половиной года мы уже достигли «дна проблемы»?