Пандемия резко сократила потребительские расходы россиян. В 2020 году они снизились на 9% – это максимальное падение за последние 20 лет.
При этом впервые как минимум с конца 1990-х граждане стали меньше тратить не только в реальном выражении (с учетом инфляции), но и в номинальном, подсчитали в международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
За последние 20 лет расходы россиян наиболее существенно падали лишь в 2015 году, но не так катастрофично. И это с учетом пиковой инфляции. В абсолютных цифрах даже тогда траты оказались больше, чем годом ранее, и в целом они непрерывно росли из года в год, включая кризисные периоды.
В среднем каждый житель России оставил в магазинах в прошлом году 26,9 тысячи рублей в месяц – на 1,68 тысячи меньше, чем в 2019-м. За год расходы отдельных граждан упали на 20,2 тысячи рублей, а совокупные траты населения – на 2,77 триллиона рублей.
В небогатых регионах население и до нашествия «короны» было весьма ограничено в своей покупательной способности: падать дальше там просто некуда. Люди покупают всё меньше, а платят больше.
По всей России цены на товары, в том числе продукты, галопом растут с начала года, вопреки всем распоряжениям властей и лично президента, призвавшего «заморозить» цены на наиболее важные для населения товары. Этот стремительный рост цен значительно обгоняет официальные данные Росстата по инфляции.
В социальных сетях простые люди описывают шоковое состояние после посещения самых обычных магазинов. В московском супермаркете «Пятерочка» куриная грудка по сравнению с декабрем прошлого года подорожала на целых 40 рублей. Росстат признает, что курятина – лидер по удорожанию. В магазине «Дикси» овсяные хлопья, которые в декабре стоили 70 рублей, сегодня стоят 85 рублей. А подсолнечное масло, за ценой на которое в последние месяцы пристально следит лично президент, подорожало со 119,9 рубля до 144,9 рубля. Как это ни печально, основной удар пришелся именно на самые бедные слои населения, которого у нас в стране, по самым скромным подсчетам, уже больше половины.