Ярцевчане ждут ремонта дорог, а ярцевская администрация ждёт областных денег.
В Ярцеве ожидается продолжение дорожного ремонта. Но его объёмы и сроки до сих пор неизвестны: они напрямую зависят от областного руководства.
Декоративное «местное самоуправление» давно не способно решать вопросы местного значения (а ремонт и содержание городских дорог как раз относится к таким вопросам). Ситуация нелепая: местная администрация по закону обязана обеспечивать ремонт, но у неё нет такой финансовой возможности. В свою очередь, областная администрация ежегодно выделяет районам средства на дорожный ремонт, но это делается без конкретных гарантий. То есть могут выделить сто миллионов, а могут — десять. И решается это в начале каждого года. То есть администрация Ярцевского района (и любого другого), составляя план ремонта на предстоящий год, делает это вслепую. Местные чиновники попросту не знают, сколько денег им будет выделено: о каком планировании может идти речь?
Такое положение вещей, глупое по своей сути, полностью соответствует выстроенной «вертикали власти». В этом смысле, дорожные дотации являются одним из рычагов управления: «будете себе плохо вести — не дадим денег». Поэтому главы районов ведут себя хорошо. Иначе они не могут: собственных средств в местных бюджетах хватает только на несколько тротуаров. Или на маленький отрезок дороги.
К слову, о «маленьких отрезках» — на этот счёт есть свежий конкретный пример. В марте администрация Ярцевского района успела разыграть первый «дорожный» контракт: на ремонт участка автомобильной дороги от проспекта Металлургов от пересечения с Дачной улицей. Это — мизерный отрезок от бани на Пионерном до поворота на Пронькино. После того, как за областной счёт была отремонтирована «лесная дорога» из города на Пионерный, остался один ухабистый участок, соединяющий её с проспектом. Этот кусочек — всё, что оказалось по силам местному бюджету. Начальная цена контракта составляла всего 1 миллион 264 тысячи рублей. Крупные дорожные фирмы, как правило, не связываются с такими невыгодными заказами. Поэтому на электронном аукционе появился только один участник — строительная компания «ПМК», которая предложила выполнить эту работу за 1 миллион 257 тысяч рублей. Судя по техническому заданию, провести ремонт участка дороги от бани до поворота на Пронькино нужно в срок до 15 июня.
Это всё, на что способен местный бюджет. Всё остальное зависит от степени щедрости областного руководства.
Восточная улица
Складывается такое впечатление, что ремонт дорог — это какая-то «милость свыше». Особо рьяные верноподданные даже украшают автомобили наклейками: «Спасибо за хорошие дороги». За что — спасибо? Эти дороги нам гарантированы законом. Они ремонтируются на наши деньги. Нам ведь не присылают открытки «Спасибо за ваши налоги»! Впрочем, это идеалистическое рассуждение, которое не вяжется с нашими реалиями.
Вернёмся к нашим ожиданиям. Известно, что если область выделит достаточно средств, то в Ярцеве будет проведён капитальный ремонт нескольких самых разбитых улиц. В изначальном плане — ремонт дороги в микрорайон Пронькино, ремонт Транспортной улицы за Халтуринским переездом и Центральной улицы в микрорайоне Пологи. При достаточном финансировании, приведут в порядок улицу Рокоссовского.
Этот участок от проспекта Металлургов до поворота на Пронькино будут ремонтировать
Вероятно, жизнь внесёт в этот план свои коррективы. Например, окончательно пришла в негодность Восточная улица, ведущая из микрорайона Яковлево в сторону завода через виадук. Ямочный ремонт её уже не спасёт: эту улицу моментально разбивают многотонные грузовики, которые нескончаемым потоком идут на таможенные склады и на литейно-прокатное производство. Начала разваливаться улица 50 лет Октября, одна из главных внутригородских магистралей — и ей тоже ямочный ремонт уже не поможет.
Скорее всего, местным властям придётся пересмотреть очередность ремонта. Однако есть такие улицы, ремонт которых нельзя «отодвинуть на потом» — например, Центральная улица в Пологах: по решению городского суда, её должны были отремонтировать ещё в прошлом году, это решение до сих пор не исполнено, а по этой насмерть разбитой улице ходит общественный транспорт. Такая же ситуация с дорогой в Пронькино.
Помимо капитального, многие улицы крайне требуют текущего ремонта. После зимы появились ямы и ухабы на перекрёстке улиц Горького и Гагарина, на улице Луначарского, на недавно отремонтированной дамбе, на «гарантийной» Революционной улице. На «гарантийной» Смоленской улице образовались просадки грунта. Мэрии нужно срочно заниматься претензионной работой и вызывать подрядчиков для устранения дефектов. По общему правилу, дороги ремонтируются с пятилетней гарантией и для большинства основных улиц срок гарантии ещё действует — здесь всё зависит от инициативы и расторопности ярцевских чиновников.
В целом, для ярцевского «дорожного фронта» этот год может стать переломным. В лучшем случае, область выделит достаточно средств и Ярцево сможет привести в порядок основные улицы. В худшем — денег не хватит и ситуация с дорогами будет упущена. В этом случае мы очень быстро вернёмся к состоянию пятилетней давности, когда Ярцево пользовалось дурной репутацией «города без дорог».