Мы отвыкли от настоящей русской зимы. Всю прошлую неделю только и обсуждали: сколько снега выпало! Хотя, по здравому разумению, снега выпало столько, сколько и должно выпадать в России зимой: вспомните своё детство — сугробы были куда больше, чем сейчас. Но у нас в последние годы зимы были «европейские», мягкие — и теперь мы удивляемся: надо же, какая природная аномалия, снег в феврале…
Больше всего, конечно, от обильных снегопадов отвыкли наши коммунальщики. Им не нравится снег. Им нравится получать деньги за уборку несуществующего снега. И если вдруг действительно начинается настоящая русская метель, коммунальщики смотрят на неё, как на стихийное бедствие — потому что уборка снега съедает их доходы. И они стараются экономить…
С уборкой снега в Ярцеве вышел конфуз. Во время снегопада улицы практически не очищались — дорожники, как обычно, ждали завершения метели. Но когда она закончилась, выяснилось, что провести нормальную очистку уже невозможно: главные городские дороги превратились в ухабистые ледяные аттракционы, обочины — в неприступные снежные крепости, во дворах образовались арктические пустыни, про улицы частного сектора вообще лучше не вспоминать — их фактически засыпало.
Вообще, «ждать окончания снегопада» — это обычное правило дорожных служб. Ну, какой смысл убирать снег, если он ещё падает? Но это правило срабатывает при непродолжительных снегопадах. Если же метель кружит над городом сутками напролёт, то техника должна работать «на опережение». Этого не было сделано, и вот итог: машины укатали снег на проезжей части, появилась скользкая колея, убрать которую до ближайшей оттепели нереально. Кроме того, дороги не посыпались песком и не обрабатывались солью, а если где-то и обрабатывались, то в таких мизерных количествах, что это не принесло никакого результата.
Справедливости ради, нужно отметить, что подобная ситуация сложилась не только в Ярцеве: так было и в городе-герое Смоленске, и в соседней Духовщине, и по всей нашей губернии. Не только в городах: отвратительно убиралась трасса Москва-Минск, а Духовщинское шоссе и вовсе покрылось ледяной «гребёнкой».
И дело вовсе не в «аномальных» снегопадах. Причина в другом: расслабились. Привыкли экономить на солярке, на моточасах. Привыкли получать деньги за уборку несуществующего снега. И когда столкнулись с реальной необходимостью — выяснилось, что убирать снег разучились.
Возможно, ярцевские дорожники пытаются свести к минимуму свои трудозатраты. И у них есть на то свои причины — сугубо материальные.
Дело в том, что изначально фирма «Чистый город» рассчитывала получить в этом году 40 миллионов рублей. Такова была стартовая стоимость муниципального контракта №84 на содержание городских улиц. Но во время электронных торгов произошло то, чего никто не ожидал: на конкурс заявилась неизвестная смоленская фирма и стала снижать цену. И снизила её на четверть! В итоге контракт всё равно достался «Чистому городу», но только его цена составляет уже 30 миллионов рублей. При том же объёме работ. Это ли не повод для экономии?
Нынешняя зима тоже внесла коррективы: экономить на уборке снега вряд ли получится. Тем более, что в муниципальном контракте есть чёткое техническое задание, где детально расписаны требования к каждому виду работ. В том числе, и к зимней уборке.
Кстати, эти требования полезно знать всем. За уборку улиц платим мы — это наши налоги. Стоит полюбопытствовать, что же нам гарантируется за наши деньги?
По техническому заданию, механизированная уборка снега с проезжей части улиц должна начинаться «при высоте рыхлой массы на дорожном полотне 2,5 — 3 см, что соответствует 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега». Особо подчёркивается, что «при длительном снегопаде циклы механизированной уборки проезжей части осуществляются после каждых 5 см свежевыпавшего снега». Это как раз тот момент, который был упущен.
По заданию, после завершения уборки снега проезжая часть улиц должна быть полностью очищена от снежных накатов и наледей. Снег, сдвигаемый в процессе снегоуборочных работ должен быть вывезен на снегосвалки. Обработка проезжей части противогололедными материалами должна начинаться «сразу с началом снегопада, независимо от времени суток и производиться сразу же после выполнения работ по очистке дорог от снега». И, что самое интересное: «время, необходимое для выполнения всех снегоуборочных работ (очистка дороги от снега, распределение противогололедных средств, вывоз снега) на всех улицах и поездах не должно превышать шести часов после окончания снегопада». Не более шести часов!
В контракте отдельно оговариваются и требования к расчистке тротуаров и пешеходных дорожек. Свежевыпавший снег толщиной до 2 сантиметров полагается подметать, если же снега выпало больше — «сдвигать». При этом во время сильных снегопадов сугробы положено сдвигать к краю тротуара через каждые четыре часа. А при хорошей зимней погоде снег и наледь должны убирать в среднем один раз в сутки…
Многие ли требования, прописанные в муниципальном контракте, были соблюдены в реальности? Риторический вопрос. И это касается не только Ярцева и не только «Чистого города» — этой зимой оконфузились все. Конечно, снега выпало больше нормы. Но не настолько, чтобы его нельзя было убрать.
Впрочем, всегда можно оправдаться «внешними факторами». Это ведь очень удобно: что-то можно списать на зловредный коронавирус, что-то на аномальные снегопады, что-то на западные санкции. Зато, когда придёт время подписывать акты выполненных работ и получать за них деньги, никто не станет сверяться с техническим заданием. А снег… Ну, что снег? Он всё равно когда-нибудь сам растает.