Первый русский капитализм приехал в Ярцево по железной дороге.
Современная цивилизация пришла в Ярцево 150 лет назад вместе с железной дорогой. Стальные рельсы, проложенные из Москвы в Европу, моментально превратили захолустную деревеньку Ярцово Духовщинского уезда в крупный промышленный центр. С паровыми машинами и с первыми крупными капиталами в наши края пришёл прогресс. Темпы роста были такие, что нынешний Китай им мог бы только позавидовать: от грохота первых паровозов до первого фабричного гудка над Вопью прошло всего несколько лет!
Вообще, первую железную дорогу в России построили ещё в 1837 году под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Она была маленькая, «экспериментальная»: соединяла Петербург с Царским Селом. Это была частная стройка, которую финансировал один из самых богатых людей империи граф Алексей Бобринский. С той поры так сложилось, что железнодорожным строительством в Российской Империи занимались частные акционерные общества.
В 1843 году началось строительство Николаевской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. В нашей стране не было опыта таких работ, поэтому в Россию пригласили консультантов из США — инженеров Уистлера и Брауна. Американцы были ошарашены размерами воровства на строительстве. Таких фактов было множество. Например, простые деревянные шпалы, которым была цена 27 копеек за штуку, подрядчики покупали по 70 копеек, а на строительство эти же шпалы поставлялись уже по 1 рублю 50 копеек за штуку! Дельцы набивали карманы, казна пустела. Традиция, однако!
В XIX веке паровоз приносил с собой новый уровень цивилизации
Стройка велась вручную — руками тысяч крепостных крестьян, на всю магистраль работало только четыре паровых американских экскаватора. В итоге ценой невероятных усилий дорога была построена и в 1851 году движение поездов между двумя столицами было открыто. Так Российская Империя приобрела опыт железнодорожного строительства, которое вскоре широко развернулось во всех направлениях.
Кстати, население иногда боялось технического прогресса. Крестьяне и обыватели опасались, что «железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца и дома около дороги погорят». Люди вообще боятся всего нового. Так и в наши дни — обыватели опасаются сетей 5G и протестуют против вышек сотовой связи…
В нашей губернии до железных дорог основными путями сообщения были почтовые тракты. Соответственно, и самые развитые города, уездные центры, находились на этих трактах: Поречье (ныне Демидов), Белый, Духовщина, Дорогобуж.
Ярцево лежало как раз на тракте между Духовщиной и Дорогобужем. Его иногда называли Екатерининским большаком. Он отчасти совпадает с нынешним Духовщинским шоссе. Большак проходил мимо теперешнего кладбища Хатынка и вёл к переправе через Вопь. В современном Ярцеве приблизительно на месте древнего такта сейчас проходят Московская и Железнодорожная улицы. Дальше тракт шёл от Ульховой слободы по нынешней дороге через Петрово, Засижье и Войновщину на Дорогобуж. Сейчас участок между Засижьем и Войновщиной утрачен и прямого проезда нет, но двести лет назад это была главная дорога в нашей местности. Такие маршруты выстраивались веками и во времена «феодальные», аграрные, они вполне устраивали местную экономику.
С приходом капитализма, при повсеместном росте промышленного производства, потребовалась новая логистика и принципиально новые пути сообщения. Капиталу требовалось быстро перебрасывать на большие расстояния большие партии товаров. И здесь без железных дорог было не обойтись.
Самая первая железнодорожная линия, прошедшая через Смоленскую губернию, была Риго-Орловской. Её проложили через Смоленск в 1868 году. Эта магистраль проходила от портов на Балтике по Лифляндской, Витебской, Курляндской, Ковенской, Могилёвской, Смоленской и Орловской губерниям. Но этого было недостаточно: стране требовался прямой маршрут для сообщения с Западной Европой.
Риго-Орловский вокзал в Смоленске
Царское правительство решило соединить стальной магистралью Москву и Варшаву. Для этого сначала в 1868 году построили линию от Варшавы до Брест-Литовска. Стройка тоже была частной — её финансировал варшавский банкир Леопольд Кроненберг.
Затем пришла очередь соединить Брест с Москвой. Поначалу рассматривались разные маршруты для будущей трассы. И вполне могло получиться так, что железная дорога прошла бы мимо нас. Но ещё в 1866 году земское собрание Смоленской губернии выступило с ходатайством, чтобы дорога обязательно была проведена через центральные уезды — Вяземский, Дорогобужский, Духовщинский. Руководство нашей губернии упорно добивалось «распространения цивилизации». И когда в 1867 году на Смоленщине случился неурожай, вызвавший голод, правительство определилось: пусть дорога проходит через центр Смоленской губернии, это хоть как-то обеспечит работой местное население. Начались изыскательские и геодезические работы…
В 1868 году строительство было оформлено в виде частного предприятия с участием иностранного капитала: им занялись Рижский торговый дом Шепелера и банкирский дом братьев Зульцбах из Франкфурта-на-Майне.
По проекту, стоилась дорога двумя участками: в 1870 году открыли движение от Москвы до Смоленска, включая станцию Ярцево, а в 1871 году — от Смоленска до Бреста. Сам проект был утверждён таким: длина дороги — 620 верст, ширина полотна — на два пути, с укладкой рельсов в один путь с многочисленными разъездами, подвижной состав — 73 паровоза, 68 пассажирских и 800 товарных вагонов.
Сметная стоимость была огромной: в тогдашних ценах она составляла 26 миллионов рублей. По условиям договора, дорога в течение восьмидесяти лет должна была оставаться в частном управлении, после чего передавалась государству.
Московско-Брестскую железную дорогу (впоследствии она была переименована в Александровскую) строили быстро — фактически, само строительство, без учёта проектно-изыскательских работ, уложилось в два года: началось в 1869 году, движение на московско-смоленском участке открыли через год, а в 1871 году действовал уже весь маршрут, прошедший через Московскую, Смоленскую, Могилёвскую, Минскую и Гродненскую губернии.
Началась стройка весной 1869 года одновременно из Смоленска и из Москвы, навстречу друг другу. В столице около Тверской заставы построили Смоленский вокзал, впоследствии переименованный в Белорусский. А нашем губернском центре было сразу два вокзала, соединённых между собой аркой: Смоленск «Риго-Орловский» и Смоленск «Московско-Брестский». Война уничтожила старые вокзалы.
Дореволюционная путевая открытка
В течение полутора лет кипела работа: возводились насыпи, строились мосты и станции, паровозные депо и водокачки… Кстати, первоначально вокзал в Ярцеве располагался немного западнее — он был деревянным и сгорел вскоре после революции. Отстроенный впоследствии кирпичный вокзал был разбит в годы войны, нынешнее здание — уже послевоенное.
Ярцево преобразилось. Около деревеньки в семь дворов появилась железнодорожная станция, сюда из уездной Духовщины приезжали поглазеть на такие новшества местные начальники и купцы. В наших краях люди до тех пор никогда не видели такого чуда, как паровоз. А поглазеть было на что: паровозы новейших моделей заказывали в Западной Европе. Совсем как сейчас — ведь наши известные «Ласточки» на самом деле просто переименованные немецкие электрички «Siemens».
И вот в сентябре 1870 года линия Москва-Смоленск была готова к эксплуатации.
Официальный «день рождения» нашей станции — 20 сентября 1870 года. Именно в этот день через Ярцево торжественно прошёл первый поезд. Жизнь забурлила!
Появилось паровозное депо, а вместе с ним — целый посёлок железнодорожных рабочих. На фоне сугубо крестьянского уезда это выглядело как «инновационный центр». А уж когда пришли электричество и телеграф, то вся цивилизация уезда окончательно переместилась на станцию Ярцево. Через несколько лет в посёлке при станции было несколько кузниц, мыловаренный завод, два кирпичных завода!
Причём так происходило повсеместно. Железная дорога — это прогресс, а прогресс меняет жизнь до неузнаваемости. Например, бывшие деревеньки Ярцево и Сафоново вообще возникли как «города» именно благодаря железной дороге. Кстати, Сафоново долгое время называлось «станция Дорогобуж», по названию уездного центра.
А если посмотреть на Духовщину или Демидов, бывшее Поречье? Ещё двести лет назад это были главные города в наших краях, уездные центры. Но железная дорога прошла мимо — и что сегодня с этими городами? Всего за несколько десятилетий они превратились в тихие местечки. Вот что значит — «оказаться в нужное время в нужном месте». Это не только к людям — это и к городам относится.
Главное, что принесла железная дорога — это, как сказали бы сейчас, «инвестиции». Ведь именно благодаря наличию железной дороги Ярцево было выбрано для строительства новой, современной текстильной фабрики.
В начале 1870-х на станции Ярцево с московского поезда сошёл солидный господин с прислугой. В том же поезде с ним прибыла группа английских инженеров. Прибывших встречало духовщинское уездное начальство… «Хлудов Алексей Иванович, купец первой гильдии», — представился важный гость и вскоре перешёл к делу: «Что ж, давайте осмотрим местность — вот там, у реки, в полутора верстах от станции…».
Деловая хватка Хлудова и его многомиллионные капиталы сделали своё дело: уже через пару лет на берегу Вопи началось неслыханное по размаху строительство хлопчатобумажной мануфактуры, вокруг которой возник будущий город. Так, по железной дороге, в Ярцево приехал первый русский капитализм — и наша история перешла на новый уровень…