Сайт открыт 12 июля 2002 года. Главный сайт города Ярцево*
04.01.2021

Стальной путь прогресса

Первый русский капитализм приехал в Ярцево по железной дороге.

Стальной путь прогресса


Современная цивилизация пришла в Ярцево 150 лет назад вместе с железной дорогой. Стальные рельсы, проложенные из Москвы в Европу, моментально превратили захолустную деревеньку Ярцово Духовщинского уезда в крупный промышленный центр. С паровыми машинами и с первыми крупными капиталами в наши края пришёл прогресс. Темпы роста были такие, что нынешний Китай им мог бы только позавидовать: от грохота первых паровозов до первого фабричного гудка над Вопью прошло всего несколько лет!

Вообще, первую железную дорогу в России построили ещё в 1837 году под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Она была маленькая, «экспериментальная»: соединяла Петербург с Царским Селом. Это была частная стройка, которую финансировал один из самых богатых людей империи граф Алексей Бобринский. С той поры так сложилось, что железнодорожным строительством в Российской Империи занимались частные акционерные общества.

В 1843 году началось строительство Николаевской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. В нашей стране не было опыта таких работ, поэтому в Россию пригласили консультантов из США — инженеров Уистлера и Брауна. Американцы были ошарашены размерами воровства на строительстве. Таких фактов было множество. Например, простые деревянные шпалы, которым была цена 27 копеек за штуку, подрядчики покупали по 70 копеек, а на строительство эти же шпалы поставлялись уже по 1 рублю 50 копеек за штуку! Дельцы набивали карманы, казна пустела. Традиция, однако!

Стальной путь прогресса

В XIX веке паровоз приносил с собой новый уровень цивилизации

Стройка велась вручную — руками тысяч крепостных крестьян, на всю магистраль работало только четыре паровых американских экскаватора. В итоге ценой невероятных усилий дорога была построена и в 1851 году движение поездов между двумя столицами было открыто. Так Российская Империя приобрела опыт железнодорожного строительства, которое вскоре широко развернулось во всех направлениях.

Кстати, население иногда боялось технического прогресса. Крестьяне и обыватели опасались, что «железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца и дома около дороги погорят». Люди вообще боятся всего нового. Так и в наши дни — обыватели опасаются сетей 5G и протестуют против вышек сотовой связи…

В нашей губернии до железных дорог основными путями сообщения были почтовые тракты. Соответственно, и самые развитые города, уездные центры, находились на этих трактах: Поречье (ныне Демидов), Белый, Духовщина, Дорогобуж.

Ярцево лежало как раз на тракте между Духовщиной и Дорогобужем. Его иногда называли Екатерининским большаком. Он отчасти совпадает с нынешним Духовщинским шоссе. Большак проходил мимо теперешнего кладбища Хатынка и вёл к переправе через Вопь. В современном Ярцеве приблизительно на месте древнего такта сейчас проходят Московская и Железнодорожная улицы. Дальше тракт шёл от Ульховой слободы по нынешней дороге через Петрово, Засижье и Войновщину на Дорогобуж. Сейчас участок между Засижьем и Войновщиной утрачен и прямого проезда нет, но двести лет назад это была главная дорога в нашей местности. Такие маршруты выстраивались веками и во времена «феодальные», аграрные, они вполне устраивали местную экономику.

С приходом капитализма, при повсеместном росте промышленного производства, потребовалась новая логистика и принципиально новые пути сообщения. Капиталу требовалось быстро перебрасывать на большие расстояния большие партии товаров. И здесь без железных дорог было не обойтись.

Самая первая железнодорожная линия, прошедшая через Смоленскую губернию, была Риго-Орловской. Её проложили через Смоленск в 1868 году. Эта магистраль проходила от портов на Балтике по Лифляндской, Витебской, Курляндской, Ковенской, Могилёвской, Смоленской и Орловской губерниям. Но этого было недостаточно: стране требовался прямой маршрут для сообщения с Западной Европой.

Стальной путь прогресса

Риго-Орловский вокзал в Смоленске
 
Царское правительство решило соединить стальной магистралью Москву и Варшаву. Для этого сначала в 1868 году построили линию от Варшавы до Брест-Литовска. Стройка тоже была частной — её финансировал варшавский банкир Леопольд Кроненберг.

Затем пришла очередь соединить Брест с Москвой. Поначалу рассматривались разные маршруты для будущей трассы. И вполне могло получиться так, что железная дорога прошла бы мимо нас. Но ещё в 1866 году земское собрание Смоленской губернии выступило с ходатайством, чтобы дорога обязательно была проведена через центральные уезды — Вяземский, Дорогобужский, Духовщинский. Руководство нашей губернии упорно добивалось «распространения цивилизации». И когда в 1867 году на Смоленщине случился неурожай, вызвавший голод, правительство определилось: пусть дорога проходит через центр Смоленской губернии, это хоть как-то обеспечит работой местное население. Начались изыскательские и геодезические работы…

В 1868 году строительство было оформлено в виде частного предприятия с участием иностранного капитала: им занялись Рижский торговый дом Шепелера и банкирский дом братьев Зульцбах из Франкфурта-на-Майне.

По проекту, стоилась дорога двумя участками: в 1870 году открыли движение от Москвы до Смоленска, включая станцию Ярцево, а в 1871 году — от Смоленска до Бреста. Сам проект был утверждён таким: длина дороги — 620 верст, ширина полотна — на два пути, с укладкой рельсов в один путь с многочисленными разъездами, подвижной состав — 73 паровоза, 68 пассажирских и 800 товарных вагонов.

Сметная стоимость была огромной: в тогдашних ценах она составляла 26 миллионов рублей. По условиям договора, дорога в течение восьмидесяти лет должна была оставаться в частном управлении, после чего передавалась государству.

Московско-Брестскую железную дорогу (впоследствии она была переименована в Александровскую) строили быстро — фактически, само строительство, без учёта проектно-изыскательских работ, уложилось в два года: началось в 1869 году, движение на московско-смоленском участке открыли через год, а в 1871 году действовал уже весь маршрут, прошедший через Московскую, Смоленскую, Могилёвскую, Минскую и Гродненскую губернии.

Началась стройка весной 1869 года одновременно из Смоленска и из Москвы, навстречу друг другу. В столице около Тверской заставы построили Смоленский вокзал, впоследствии переименованный в Белорусский. А нашем губернском центре было сразу два вокзала, соединённых между собой аркой: Смоленск «Риго-Орловский» и Смоленск «Московско-Брестский». Война уничтожила старые вокзалы.

Стальной путь прогресса

Дореволюционная путевая открытка

В течение полутора лет кипела работа: возводились насыпи, строились мосты и станции, паровозные депо и водокачки… Кстати, первоначально вокзал в Ярцеве располагался немного западнее — он был деревянным и сгорел вскоре после революции. Отстроенный впоследствии кирпичный вокзал был разбит в годы войны, нынешнее здание — уже послевоенное.

Ярцево преобразилось. Около деревеньки в семь дворов появилась железнодорожная станция, сюда из уездной Духовщины приезжали поглазеть на такие новшества местные начальники и купцы. В наших краях люди до тех пор никогда не видели такого чуда, как паровоз. А поглазеть было на что: паровозы новейших моделей заказывали в Западной Европе. Совсем как сейчас — ведь наши известные «Ласточки» на самом деле просто переименованные немецкие электрички «Siemens».

И вот в сентябре 1870 года линия Москва-Смоленск была готова к эксплуатации.

Официальный «день рождения» нашей станции — 20 сентября 1870 года. Именно в этот день через Ярцево торжественно прошёл первый поезд. Жизнь забурлила!

Появилось паровозное депо, а вместе с ним — целый посёлок железнодорожных рабочих. На фоне сугубо крестьянского уезда это выглядело как «инновационный центр». А уж когда пришли электричество и телеграф, то вся цивилизация уезда окончательно переместилась на станцию Ярцево. Через несколько лет в посёлке при станции было несколько кузниц, мыловаренный завод, два кирпичных завода!

Причём так происходило повсеместно. Железная дорога — это прогресс, а прогресс меняет жизнь до неузнаваемости. Например, бывшие деревеньки Ярцево и Сафоново вообще возникли как «города» именно благодаря железной дороге. Кстати, Сафоново долгое время называлось «станция Дорогобуж», по названию уездного центра.

А если посмотреть на Духовщину или Демидов, бывшее Поречье? Ещё двести лет назад это были главные города в наших краях, уездные центры. Но железная дорога прошла мимо — и что сегодня с этими городами? Всего за несколько десятилетий они превратились в тихие местечки. Вот что значит — «оказаться в нужное время в нужном месте». Это не только к людям — это и к городам относится.

Главное, что принесла железная дорога — это, как сказали бы сейчас, «инвестиции». Ведь именно благодаря наличию железной дороги Ярцево было выбрано для строительства новой, современной текстильной фабрики.

В начале 1870-х на станции Ярцево с московского поезда сошёл солидный господин с прислугой. В том же поезде с ним прибыла группа английских инженеров. Прибывших встречало духовщинское уездное начальство… «Хлудов Алексей Иванович, купец первой гильдии», — представился важный гость и вскоре перешёл к делу: «Что ж, давайте осмотрим местность — вот там, у реки, в полутора верстах от станции…».

Деловая хватка Хлудова и его многомиллионные капиталы сделали своё дело: уже через пару лет на берегу Вопи началось неслыханное по размаху строительство хлопчатобумажной мануфактуры, вокруг которой возник будущий город. Так, по железной дороге, в Ярцево приехал первый русский капитализм — и наша история перешла на новый уровень…
 

 
   
 

Новое на сайте

15.10.2024 год. Страница ООО "Металлообработка". 

Металообработка страничка

Посети страницу ООО "Металообработка", переходи по ссылке https://www.yartsevo.ru/metalloobrabotka.html

 



14.10.2024 г. Соляная пещера дракона

 Соляная пещера служит прекрасной профилактикой вирусных инфекций, аллергии, снимает стресс, повышает иммунитет и улучшает общее состояние организма. Посещение соляной пещеры по предварительной записи по телефону 8-930-306-80-50  

Подробнее при переходе по ссылке https://www.yartsevo.ru/otryv.html

 


30.06.2024  г. Обновлена страница клуба VR "Отрыв"
Новый вид услуг! Впервые, теперь и в Пристанционном поселке.
День рождения. Детский праздник.
Аренда зала - 5000р./1 час. (Предоплата 50%)
В стоимость аренды для праздника входит - игры настольные, игры виртуальные, аэрохоккей, Твистер.
Ограничения по возрасту 8+
Запись и справки по телефону - 89303068050 количество мест ограничено.
Часы работы: 12:00 - 20:00. Без выходных.
Группа в ВК https://vk.com/clubvrotryw
Всей семьёй уходим в Отрыв!

Обновление клуба "Отрыв"

 


29.06.2024 г.  Создана страница магазина "Вкус сити"
29.06.2024 г. Открыта страница Центра гимнастики "Орбита". Если хотите стать стройными, гибкими и грациозными - посетите страницу уникального спортивного объекта: https://www.yartsevo.ru/orbita.html 

Создана страница Орбита

 



28.06.2024 г. Открыта страница сети цветочных магазинов "Лилия".
Мы заботимся о каждом цветке, который у нас есть, благодаря собственному специально оборудованному складу для бережного хранения цветочной продукции, чтобы вам доставались всегда свежие цветы, наполненные яркими красками и неповторимым ароматом.

27.06.2024 г. Десять лет сотрудничеству сайта Ярцево Ру и фермерскому хозяйству Б.В.Авилова
Сегодня мы обновили страницу посвящённую семейному хозяйству Авиловых - Балабановых.
Фермерское хозяйство имеет высокие показатели не только в выращивании овощей и ягоды, но и в интернете: среднегодовая посещаемость страницы составляет 2615 человек.

Обновлена страница Авилова

 


21.06.2024 года. В Ярцеве открылся диагностический центр "Хеликс" 
Внимание в честь открытия акция! До 30 июня 2024 года, бесплатно, вы можете сдать кровь на анализ крови по сахару и холестерину. Результат на следующий день.

15.06.2024 года. В Ярцеве открылся дигностичесикй центр "Хеликс"

Подробности здесь:
Большая просьба сказать, что вы узнали о нас на сайте Ярцево Ру

15.06.2024 года. Создана страница "Шашлык от Арама"
Очень вкусные шашлыки из свежего мяса.

Создана страница Шашлык от Арама

Подробности здесь:
Большая просьба сказать, что вы узнали о нас на сайте Ярцево Ру
15.06.2024 года. Обновлена страница юридического бюро "Правовая защита"
 Многолетний опыт правозащитной и предпринимательской деятельности позволяет эффективно защищать и качественно консультировать наших клиентов.
Все новости сайта >>>


 
   
 

Интересное в сети

31.05.2024. Новая группа в ВК. Аватр Арена

 

В сети натолкнулся на интересную группу "Поэзия. Стихи. Чтец" 
Ярцевчане, оказывается любят поэзию. На данную группу пописаны на 25.03.2024 года - 2399 человек. 

 




08.03.2024 г. кафе "Килас Кура" (Хинкальная). 
Во первых, у них появился свой сайт. Во вторых, на сайте есть меню. В третьих, вы можете заказать доставку блюд на дом или в офис.
Вкусные шашлыки и блюда грузинской и европейской кухни. https://hinkalnaya.qr-cafe.ru/catalog
Как можно найти человека по номеру телефона на Химера Серч?
Поисковые порталы в интернете пользуются огромным спросом. Это связано с их способностью в считанные минуты выдавать информацию о любом человеке. При этом для поиска достаточно минимума данных. Например, номера телефона. Это ценный источник сведений, который позволит составить об абоненте собственное мнение на основании достоверных фактов. Как можно найти человека по номеру телефона на Himera Search и почему это может быть важно?


Приглашаем Вас посетить кафе «Питон»!
(Имеется летняя площадка с видом на живописный парк)
Вы получите удовольствие от кулинарных шедевров от домашней русской кухни, до итальянских изысков.
Теперь у них появился свой сайт. www.donpiton.ru
Все новости интернета >>>