Бывшие офицеры полиции, пойманные на взятке, получают реальные сроки заключения.
Этот скандал разразился ещё весной. В апреле по Ярцеву пронёсся слух о задержании пятерых офицеров полиции, в основном из службы участковых уполномоченных. Вскоре слух подтвердился: стало известно, что нескольких человек уволили из «органов», были заведены уголовные дела. Но потом всё стихло: полиция не любит выносить сор из избы, так что общественность не баловали подробностями.
Вскоре «дело участковых» заслонилось другим ведомственным скандалом — задержанием бывшего начальника полиции Дмитрия Панкова, обвиняемого в покровительстве «табачной мафии». И мало-помалу участковые грешники в погонах стали забываться…
Тем временем в следственных органах не прекращалась работа и вскоре появились первые результаты.
Одними из первых «экс-сотрудников», которые отправились на скамью подсудимых, оказались бывший майор полиции Алексей Огородников и бывший старший лейтенант полиции Денис Лапшинов. Каждому из них было предъявлено обвинение по пункту «а» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса. Это значит — получение взятки в значительном размере, совершённое группой лиц по предварительному сговору. Дела бывших полицейских рассматривались в закрытых заседаниях. Это связано с секретными деталями проведённой оперативной работы, которые не подлежат публичному разглашению.
По нашей информации, Ярцевский городской суд признал Алексея Огородникова виновным. Его лишили звания и приговорили к четырём годам лишения свободы. Однако он обжаловал приговор, в начале ноября апелляционная инстанция областного суда изменила ему наказание. Как именно — пока неизвестно, об этом мы расскажем позже.
Остановимся на приговоре, который вступил в законную силу — в отношении Дениса Лапшинова. Он получил три года лишения свободы. Его дело также рассматривалось в закрытом заседании. Наши источники в правоохранительных органах поделились деталями, которые по закону можно обнародовать.
В органах внутренних дел Лапшинов служил с 2013 года. К моменту совершения преступления он дослужился до старшего участкового уполномоченного. В сферу его ответственности входил частный сектор на Парковых.
Дело началось с банальной рабочей ситуации. Лапшинов должен был проконтролировать соблюдение миграционного законодательства одной таджикской семьёй. Глава семейства из Средней Азии подал документы на получение гражданства, так что проверка проживания по заявленному адресу была обычной бюрократической процедурой.
Во время проверки Лапшинов с коллегой установили факт отсутствия мигрантов по месту проживания. По закону, такое нарушение является основанием для отказа в приобретении гражданства. И тут полицейских «бес попутал». Они решили за взятку составить ложный рапорт о том, что таджики якобы проживают там, где положено. В преступные действия были вовлечены сразу несколько служителей закона.
Свои услуги компаньоны оценили в 80 тысяч рублей. Вечером 11 апреля полицейские получили первую часть взятки в размере 30 тысяч. Судя по материалам дела, добычу они делили поровну и каждому досталось по 6 тысяч, из чего следует, что в «преступной группе» их, действительно, было пятеро. Спустя несколько дней, 17 апреля, они должны были получить оставшиеся 50 тысяч. И в этот момент их план рухнул: сразу после передачи денег один из членов полицейской группы был задержан на месте преступления сотрудниками ФСБ. В тот же день были задержаны и остальные подельники. Лапшинова поместили под домашний арест и уволили со службы.
Стараясь смягчить свою участь, Лапшинов пошёл на сделку с правосудием. Он обещал дать подробные показания, изобличить подельников и в целом содействовать расследованию. И он, действительно, активно сотрудничал со следствием. Например, Лапшинов упомянул, что он с подельниками поставил в курс дела своего непосредственного начальника, потому что «обойти его с вопросом о взятке они не могли, так как он осуществлял их «прикрытие» — помогал избежать проблем по службе, шел на уступки». В общем, каялся так, что только успевай записывать.
Собственно, именно поэтому на скамье подсудимых Лапшинов оказался один. Уголовные дела в отношении других «бывших сотрудников» выделены в отдельное производство, они расследуются самостоятельно.
Ярцевский городской суд вынес решение: признать Дениса Лапшинова виновным. Он лишён специального звания «старший лейтенант полиции» и приговорён к 3 годам лишения свободы. Отбывать наказание он будет в колонии строгого режима. После оглашения приговора бывшие коллеги взяли Лапшинова под стражу в зале суда. Кроме реального срока, ему предстоит выплатить штраф в размере двукратной суммы взятки — 160 тысяч рублей. После освобождения из колонии он в течение трёх лет не сможет занимать никаких должностей в правоохранительных органах.
P.S. Впоследствии, по мере поступления информации, мы расскажем о том, как сложились судьбы остальных «бывших сотрудников», замешанных в этой истории.