Явление, получившее распространение в странах Азии, – повозки с моторами, находящиеся в погоне за клиентом, набирает популярность в Ярцеве и Сафонове Смоленской области.
В редакцию ГР обратился руководитель некоммерческого партнерства «Смоленскавтотранс» Сергей Лаврик: «Ситуация с нелегальными пассажирскими перевозками в Смоленской области выходит из-под контроля. Нелегалы, которые не обеспечивают безопасность пассажирам, не платят налогов, не несут ответственности перед надзорными органами и инстанциями, заполонили улицы двух городов региона – Ярцева и Сафонова. Постепенно эта проблема поражает и другие районы области. К нам в ассоциацию поступают сигналы из Рославля, где месяц от месяца таких перевозчиков становится все больше. Не исключено, что скоро они появятся и в Смоленске, ведь власть не предпринимает в отношении нелегалов никаких мер».
В Сафонове Смоленской области нелегалы начали обслуживать клиентов в начале двухтысячных. Это явление, по мнению местного предпринимателя, официально работающего на муниципальных маршрутах, Светланы Зуевой, приобрело в районе самые дикие формы. Так, подрезают клиентов у официальных перевозчиков обыкновенные «бомбилы» на легковушках, которые вообще не имеют никаких лицензий. Тем не менее, они вольготно чувствуют себя на улицах города и перевозят пассажиров без всяких документов. По мнению предпринимателя, спокойную жизнь этим перевозчикам обеспечивает местная власть, которая упорно не реагирует на жалобы тех, кто работает по закону.
«Тук-туки» в Ярцеве – явление относительно новое, однако за какие-то год-полтора число таких машин выросло с двух-трех до 25. В отличие от Сафонова, это «лохматые» восьмиместные микроавтобусы с ценником за проезд на лобовом стекле. Официально многие их владельцы регистрируются в качестве такси, отсюда и число мест не более восьми (в противном случае это был бы уже автобус). Однако на просьбу пассажиров подать машину к подъезду водители отвечают отказом или требованием оплатить дополнительный тариф.
Стоит также добавить, что официальные перевозчики находятся на контроле сразу нескольких ведомств – областного департамента по транспорту, ГИБДД и транспортной инспекции. Если эти ведомства не объединятся и не дадут отпор нелегалам, это беззаконие захлестнет всю область. Ведь, по сути, вседозволенность – это сигнал для любого владельца микроавтобуса: выходи, таксуй, зарабатывай. К тому же наносится урон правопорядку, ведь за этим нелегальным бизнесом стоит, скорее всего, криминальная "крыша”, которая собирает мзду, обеспечивает покровительство, регулирует численность таких перевозчиков. Получается, что мы возвращаемся в 90-е».
- В ближайшее время в Смоленской области должна быть создана рабочая группа, которая позволит наладить взаимодействие всех ответственных структур и восстановить законность на рынке пассажирских перевозок Смоленской области, - считает Сергей Лаврик.
Постскриптум: Автор статьи не совсем владеет обстановкой в г.Ярцево, но общая тенденция обозначена правильно.
Восьмиместные микроавтобусы появились в нашем городе лет 7 назад, и, их сразу было минимум с десяток. Кстати, первоначальный тариф на проезд был 10 рублей, поэтому некоторые называли их «чириками».
Из беседы с местным перевозчиком Михаилом Куликовым, руководителем «ПАТП – Автолайн» удалось выяснить следующее. Данные микроавтобусы ездят наперегонки с рейсовыми автобусами, что создаёт угрозу безопасности движения. Раньше, их было меньше, но когда их число стало достигать двадцати пяти, то выручка рейсовых автобусов стала проседать. Если перевозка рейсовыми автобусами жителей города, станет убыточной, то придётся требовать компенсацию из городского бюджета. А если город не будет покрывать убытки, то придётся отказаться от этих услуг и уйти. Что тогда произойдёт, кто будет возить? Возросший поток пассажиров микроавтобусами не перевезёшь. Такая история уже была на сельских маршрутах. Когда относительно хорошие ПАЗики Автолайна вынуждены были уйти с деревенских маршрутов, из-за отказа районной администрации компенсировать убытки в должном размере, на линию вышли разномастные добитые автобусы с низкоквалифицированными водителями другого перевозчика. Иногда были случаи, когда эти автобусы улетали в кювет. Слава Богу, обошлось без жертв. В общем, тот эксперимент не удался.
М.А.Куликов объясняет, что право перевозки по городским маршрутам, он выиграл путём конкурсной процедуры. Поэтому администрация не соблюдает требования конкурсной документации, которая не предусматривала, что на этих же маршрутах будут работать другие перевозчики. Его транспорт лицензирован, пассажиры застрахованы на два миллиона рублей. А к кому можно будет обратиться с претензией в случае причинения вреда здоровью или жизни, если у этих «бомбил» на микроавтобусах нет билетов, нет названия фирмы? Нет, правда один микроавтобус ходит с табличкой «АРТЁМ», а остальные ходят с табличкой цены – 30 рублей. Так что, пассажир будет жаловаться на Артёма? Это не серьёзно… Налицо недобросовестная конкуренция.
Юрий Бухалов