В данный момент Николай Новосёлов почти завершил работу по созданию реестра всех Кардымовцев, ушедших на войну. В этих списках, числятся все, кто достоверно подтверждён документом Министерства обороны об участии в войне, кто награждён, каким военкоматом призывался, где родился, ближайшие родственники солдата, кто погиб, где погиб, кто ранен, кто и где пропал без вести, кто попал в плен и затем был освобождён. Эта уникальная работа им проведена совместно с администрацией Кардымовского района по предложению Н.Новосёлова.
Эти данные позволяют восстановить полное имя военнослужащего, где он погиб (скажем в Белоруссии), звание, часть в которой сражался солдат или офицер. И администрация Кардымовского района ещё в прошлом году привела в порядок паспорта воинских захоронений. Теперь будет организована работа по исправлению ошибок и изготовлению новых табличек с именами. Восстановлены более 500 имён солдат. На основе этих данных производится реконструкция захоронений и установка новых табличек. В этом году будут делать воинские захоронения в Соловьёво и Елагино.
Это уникальный и положительный пример. Жаль, что житель Ярцевского района, Николай Новосёлов не смог найти понимания у администрации Ярцевского района, что бы произвести такую работу по нашим землякам. А вот Кардымовская администрация оказалась умнее и честнее, совестливей, и благодарна не на словах, а на деле, перед теми, кто завоевал мир и отстоял независимость Родины. Она сразу ухватилась за сотрудничество с Н.Новосёловым, выделила четверо сотрудников библиотеки и музея ему в помощь. В данный момент внесены в списки, собраны данные свыше 7000 имён.
Но, есть и отрицательный пример. Региональная патриотическая общественная организация «Бессмертный полк – Москва» обратилась в администрацию Кардымовского района с просьбой увековечить память бойца Меженинова Николая Павловича, 1915 г.р. Этот солдат пропал без вести 23 июля 1941 года на территории Кардымовского района. И далее, москвичи просят «оказать содействие в поиске и проверить наличие любой информации». Администрация Кардымовского района переслала данное письмо в объединённый военный комиссариат Ярцевского, Духовщинского и Кардымовского районов, что бы поискали имеющуюся у них информацию.
Есть пословица, кой кого заставь молиться, тот и лоб расшибёт. Военком В.В.Митуневич берёт, и изготавливает, учётную карточку на бойца Меженинова Николая Павловича, бойца 14 автотранспортной бригады, которая была в 25 километрах от Кардымово и в графе «причина выбытия», не мудрствуя лукаво, пишет «погиб». Ни каких документальных данных, о том, что он погиб, при этом нет. Так к 27 миллионам погибших в войне военком самопроизвольно приплюсовывает ещё одного бойца. Хотя он мог быть живым, попасть в плен, потом быть освобождённым из плена и вновь влиться в ряды армии. Кстати, вместе с Межаниновым Н.П. ещё 15 человек из этой бригады за этот день, числятся пропавшими без вести.
Более того, он направляет просьбу по внесению имени «погибшего» защитника Отечества на мемориальную доску на братское захоронение в п.Кардымово. В этой братской могиле похоронены 298 человек. Кого военком вычеркнет из списка погибших, добавляя ещё одну фамилию бойца, которого тут не хоронили. Медсестру разбомблённого госпиталя 2402, бойца полка ПВО, который оборонял Кардымово, танкиста 57 танковой дивизии?
Кому нужна такая самодеятельность государственного военкома, которая граничит с должностным подлогом. А как ещё охарактеризовать внесение в список захоронения бойца, который там не захоронен?
Юрий Бухалов