Многие знают, а многие и нет, что в нашем городе есть группа энтузиастов, которые занимаются восстановлением старинных автомобилей.
Мысль организовать экскурсию, возникла, когда дети получили задание на текущий учебный год, от своего преподавателя Владислава Анатольевича Вырина, делать модель автомобиля военной поры ГАЗ-67. Сразу в мозгу, что то замкнуло, и я вспомнил, что ярцевские любители восстановления военных ретро автомобилей, имеют уже два именно таких автомобиля - ГАЗ-67.
Руководитель фирмы Юрий Васильевич Максимов, один из первых ярцевских людей, ещё в 1988 году создавших кооператив, сразу с радостью согласился показать детям работу своих единомышленников по восстановлению автомобилей.
Следует для начала сказать о самой фирме, «Юмако сервис», на базе которой идет воссоздание исторической техники. Основная деятельность, фирмы, сборочное производство, ремонт, восстановление двигателей и агрегатов для автомобилей советского производства. Кому они сейчас нужны? - спросите вы.
Но, оказывается, спрос на такую продукцию есть во многих странах. Приходилось работать с Вьетнамом, Китаем, Кубой и, конечно, с отечественными заказчиками. Только в одном Вьетнаме на вооружении армии стоит более 8000 автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. И им требуются запасные части, агрегаты, моторы.
А вот авто, мото техникой военной поры, Юрий Васильевич Максимов и Александр Николаевич Фокин и их единомышленники решили заняться из любви и интереса к старинной технике, военной истории и патриотизма.
Кстати, отец Александра Фокина - Николай Митрофанович Фокин 26 лет учил детей в средней школе № 7 автоделу. Через его руки прошли 22 выпуска учащихся, получивших водительские права.
Дети знали о том, что их везут на экскурсию, но не знали что там будет. Просто старая техника. Когда зашли на территорию, там во дворе стоял автобус «ПАЗ» в ремонте и покраске. Это что ли старинная техника? – повис в воздухе вопрос. Но, когда перед ребятами распахнулись ворота бокса и перед ними предстал тот самый, военный ГАЗ-67, модель которого они кропотливо изготавливают уже полгода, пошёл ропот восхищения. И восхищение нарастало с каждой минутой. Сначала им дали сфотографироваться рядом с машиной, потом внутри и за рулём, потом открыли капот, под которым был настоящий мотор. А уж когда автомобиль завели, восторгу и удивлению не было предела. А меня привлекла эмблема «ГАЗ имени Молотова».
Ретро-гараж представлен также послевоенным ГАЗ-69. А ещё, сейчас заканчивается восстановление, старого мотоцикла, двухцилидрового М-72, производившегося на Ирбитском заводе. Он изготавливался по документации немцев, изъятой после Победы в счёт возмещения ущерба от войны. М-72 тоже завели для ребят, и он огласил свои зычным рёвом окресности.
Во дворе стоит ещё один мотоцикл, подлежащиё восстановлению. Почти в хорошем состоянии, правда без колёс. Но ничего, это не проблема.
Один из ГАЗ-67 выпущенный во время войны, был откопан в болоте в совершенно ржавом виде, второй (послевоенного выпуска) был куплен на рынке. Аутентичные запчасти искали по всей стране. Присылали груды ретрометаллолома из Сибири, Хакасии. Но ведь любители не сдали его в скупку, понимали, что это ценность. Берегли. А цены на такие запчасти кусаются. Корпус воздушного фильтра – 15 тысяч, колёсный диск – 15 тысяч, прибор для приборной доски – 9 тысяч и так далее. Так, что если откопаете в Смоленской земле, железяки, похожие на запчасти, не спешите нести их в скупку. Позаботьтесь об истории. И о своём кармане.
Между кружковцами и автомастерами установилась дружба. Они обещали, что встреча будет не последней. Возможно ближе к весне, машины приедут своим ходом прямо в центр детского творчества.
Очень довольны были и взрослые. Руководитель кружка Владислав Анатольевич Вырин рассказывал про технические характеристики и назначение ГАЗ-67. О том, что он использовался и в разведке, и пушки таскал, и полевые кухни. Директор центра детского творчества Елена Анатольевна воскликнула «Как в детстве побывала!». Я же просил, директора фирмы Юрия Васильевича Максимова, что бы меня взяли в ретро-автомастерскую, хотя бы слесарем-дворником.
Юрий Бухалов