ЛПЗ рассматривался Загорским трубным заводом Дениса Сафина как площадка для масштабного проекта по выпуску бесшовных труб, применяемых в нефтегазовой отрасли, в объеме 400–450 тыс. тонн в год. ВТБ выделяет под этот проект кредит в 35 млрд руб. Господин Сафин заявлял, что проект позволит ЗТЗ стать «еще одним крупным производителем бесшовных труб» в России. В октябре компания начала поиск площадки, источники "Ъ” сообщали об интересе ЗТЗ к мощностям ЛПЗ, а господин Сафин зарегистрировал ООО «Ярцевский металлургический завод».
Однако 10 октября ООО «Парус», на 100% принадлежавшее на тот момент «Евраз НТМК», купило с торгов основной производственный комплекс ЛПЗ. В декабре собственником «Паруса» стала юрфирма «Ренессанс-Лекс», созданная экс-главой юридического департамента ТМК Георгием Хурошвили. В ТМК "Ъ” заявили, что холдинг не имеет отношения к покупке «Паруса», в Evraz от комментариев отказались. Господин Хурошвили 18 декабря сообщил «Интерфаксу», что это не первая сделка фирмы в металлургии (ранее она купила Полевской криолитовый завод у «Русала») и что она имеет опыт вывода предприятий из кризиса.
По данным СПАРК, в разное время «Парусом» владел не только «Евраз НТМК», но и Волжский трубный завод ТМК. А 17 декабря структура ЧТПЗ стала залогодержателем блокпакета «Паруса». В ЧТПЗ от комментариев отказались. Источник в отрасли говорит, что покупатели потратили на актив порядка 4 млрд руб. В октябре Фонд развития трубной промышленности, учредителями которого являются ТМК, ЧТПЗ и ОМК, назвал планируемые мощности ЗТЗ избыточными для российского рынка.
«На наш взгляд, это явная попытка двух объединившихся конкурентов, которые являются и ключевыми игроками на рынке данных труб, помешать нашим планам по строительству нового завода по выпуску OCTG,— полагает представитель ЗТЗ.— Но мы эту площадку не рассматриваем уже давно. Возможно, коллегами движет страх конкуренции, именно поэтому они приняли такое решение». Он добавил, что «переход Ярцево от одного к другому и выделение долей с блокпакетами» компанию «не остановят». Вопрос с площадкой и проектировщиком будет решен в первом квартале, заявил представитель ЗТЗ.
Аналитики «Атона» называют планы ЗТЗ «тревожными для внутреннего рынка» в условиях отсутствия значимого роста. Но объявленные планы по выходу на полную мощность в 2022 году были сочтены слишком амбициозными, строительство и сертификация должны занять не менее пяти лет. Кроме того, новые объемы должны заменить импорт (текущая оценка — 50 тыс. тонн) преимущественно из Китая и Украины, считают в «Атоне».
Евгений Зайнуллин