В соответствии с изменениями, внесёнными в закон, и вносимыми нами в местное положение о бюджетном процессе, проект бюджета на 2016 год будет внесён на 3 недели позже, проекты изменений по налогам и сборам тоже задержатся до 20 ноября. В связи с этим, у нас будет меньше времени для тщательного обсуждения бюджета депутатами и может получиться так, что мы примем некачественный, не продуманный бюджет, который не будет отвечать ни нуждам избирателей, ни объективному экономическому положению экономики и социальной сферы города Ярцево.
В прошлые годы, у финансового управления и комитета экономического развития и торговли администрации Ярцевского района уже сложилась стойкая негативная практика при внесении и разработке бюджета, которую необходимо решительно менять.
Во-первых: Комитет экономического развития ежегодно вносит вместо добротного, подробного и достоверного прогноза социально-экономического развития города Ярцево филькину грамоту на двух страничках, которая не может служить основой для разработки и принятия бюджета города, составляющего более 200 миллионов рублей. Такой филькин прогноз не годится даже для принятия бюджета Кротовского сельского поселения, а не то, что для одного из крупнейших городов Смоленщины, по словам губернатора А.Островского, «перспективнейшего муниципального образования» – города Ярцево. Этот горе - прогноз, всякий раз является передираловкой с прошлогоднего горе-прогноза, который, в свою очередь скомпилирован с позапрошлогоднего. Это и не прогноз вовсе, а перечисление одного и того же списка предприятий, а так же отчёт о работе художественной самодеятельности, кружков, спортсекций. Такой прогноз является просто неуважением к депутатам городского совета, главе администрации, жителям города. Необходимо, что прогноз социально-экономического развития города учитывал планируемую на будущий год деятельность всех, а не узкого круга предприятий, оценку достоверности и реальности планов развития предприятий, учитывал эти планы и текущее состояние дел на предприятиях с учётом планируемых налоговых поступлений местных налогов, количества рабочих мест. Особое внимание следует обратить на планируемую форму собственности ЛПЗ в 2016 году. Если его, действительно в следующим году будут передавать в частные руки, то этот фактор серьезно повлияет на прогноз поступлений земельного налога. Это надо выяснять в правительстве Москвы.
Во-вторых: необходимо, чтобы финансовое управление отошло о практики искусственного занижения планируемых в бюджет поступлений по местным налогам и сборам, неналоговым доходам. Недостаточная работа администрации по сбору таких налогов и доходов, не может служить основанием для уменьшения прогнозируемого поступления таких налогов и доходов. В частности ежегодно с 2006 года я поднимаю вопрос о налаживании действенного муниципального земельного контроля, называю конкретные меры и адреса зданий, под которыми нет юридически оформленного земельного участка, но почему то идёт саботаж этой деятельности. Не вводится в штат администрации специалист по муниципальному земельному контролю, оформлению бесхозяйного имущества и выморочного имущества, который бы системно занимался этим вопросом, т.е. пополнял бюджет. Не ведётся должным образом работа по постановке на кадастровый учёт земельных участков, зданий, строений, сооружений. Не предъявляются иски к недобросовестным землепользователям о неосновательном обогащении и понуждению к оформлению земельных участков должным образом. Это ежегодные потери бюджета. Поэтому при принятии бюджета занижение цифр собственных доходов как бы стимулирует администрацию к дальнейшему бездействию в этом вопросе.
В-третьих, уже не первый год достоверность вносимого проекта бюджета не только вызывает сомнения, но и подтверждается фактом исполнения. И это, подрывает доверие к якобы точным методикам прогнозирования доходных поступлений, которые применяет финансовое управление. Пора прекратить депутатам соглашаться с такими подходами как: «плюс минус десять миллионов», «если соберём, то потом скорректируем». Пора прекратить вычёркивать из прогноза 5 миллионов рублей за аренду теплового хозяйства и прекратить эту незаконную практику безденежных взаимозачётов с ООО «СмоленскРегионТеплоЭнерго». Вот это всё и приводит к рытью теплосетей в ноябре и прочие безобразия. Всё это приводит к занижению доходной части бюджета в части собственных доходов и не дает нам в достаточной степени развернуть дефицит бюджета.
В кулуарах администрации циркулируют слухи, о том, что собственные доходы города Ярцево на 2016 год, планируется уменьшить на 20 миллионов рублей. Если это так, то на чём документально основаны такие планы? Правительство планирует в следующем году небольшой рост экономики. Как финансовое управление обоснует уменьшение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города? С точки зрения земельного налога и налога на имущество граждан - как может уменьшиться поступление, если площадь и кадастровая стоимость земельных участков, и другой недвижимости, находящихся в собственности граждан и организаций в городе на будущий год не уменьшится, а скорее всего, увеличится? (Даже без учёта ЛПЗ). С точки зрения подоходного налога. Да, он может колебаться, т.к. на него оказывает влияние уровень зарплаты и количество рабочих мест. Но где документы из центра занятости и статистики о прогнозе занятости и заработной платы в 2016 году? Я сомневаюсь, что зарплата и количество рабочих мест упадут в 2016 году на 20 % (а ведь именно на 20 %, предположительно, фин. управление, желает уменьшить собственные доходы бюджета). Аренда земли – по ней всё аналогично как по земельному налогу. И так далее. В любом случае, депутаты должны требовать доказательств снижения доходной части бюджета по каждому рублю. Ведь до сих пор, начиная с 2006 года, бюджет всегда рос и даже в кризис 2008 года.
В-четвёртых, администрация района в целом и финансовое управление с комитетом по экономическому развитию в частности, не полностью задействуют существующие в уставе инструменты пополнения бюджета, для увеличения доходной части бюджета, а, следовательно, для решения задач социально-экономического развития города, для удовлетворения нужд избирателей. Не используем из года в год ни бюджетный кредит, ни муниципальный займ, ни проведение лотерей, ни самообложение граждан, ни частно-муниципальное партнёрство. У нас в бюджете отсутствует строчка «добровольные пожертвования граждан и юридических лиц» даже на один рубль. Хотя пожертвования идут (например, на проведение праздников), но идут мимо кассы.
Хотелось бы призвать нового главу администрации Ярцевского района свежим взглядом посмотреть на данную негативную практику и принять меры к её преодолению. Бюджет города, не смотря на кризис, должен стать локомотивом развития, а не нищенским по содержанию и духу документом. Бюджет города должен стать стимулирующим, а не тормозящим работу администрации.
Текст Юрия Бухалова