Мастер-классы, презентации опыта своей работы, открытые уроки, защита методической темы и педагогическое эссе — всем участникам пришлось проявить свое педагогическое мастерство в полной мере, а членам конкурсного жюри – оценить увиденное и выбрать самых достойных.
Помните фразу Пажа из сказки Х.К. Андерсена, когда он предлагал Золушке надеть хрустальную туфельку? «Я не волшебник, я только учусь». Так и я уже 23 года учу других и учусь сама…
«Ты с ума сошла?! Подумай, куда ты идёшь? Это же нечеловеческий труд!» — слышала я со всех сторон, когда объявила о своём решении поступать в педагогический институт. Так беспокоились обо мне мои подруги и друзья. И только единственный человек поддержал меня в выборе будущей профессии — это моя мама. Она тихо сказала: «Я тобой горжусь. Иди и учись». Разве могла я тогда подумать, что её слова будут означать не только учёбу в течение пяти лет в институте, но и учёбу на протяжении всего моего педагогического поприща.
Мне кажется, что я и сама исподволь готовила себя к работе с детьми: я всегда любила сцену и занималась с малых лет в драматическом кружке, выступала в школьных спектаклях, а по вечерам шила костюмы и учила роли. В старших классах меня выбрали комсоргом класса, а это была школа, которая ковала мои лидерские качества. И ещё было огромное желание общаться с интересными людьми, узнавать что-то новое, расти духовно. Это делало мою жизнь интересной и насыщенной. Видимо, из этого желания выросло и другое – желание изменить и чью-то чужую жизнь, сделать её интересной, радостной и, может быть, необыкновенной.
-Что же, в путь!- сказала я себе, положив в карман студенческий билет. Пять прекрасных студенческих лет. Это было то время, когда я могла изучать свой любимый предмет — химию, постигать азы методики преподавания, посещать театры, выставки, концерты. Были ли сомнения в правильности выбора профессии? Да, были. Первая педагогическая практика, первый урок, первые слезы, первые сомнения. Только тогда я ощутила на себе всю сложность профессии учителя. Но я хотела быть учителем и продолжала работать над собой, совершенствуя своё мастерство.
И вот настал долгожданный момент. Я дипломированный учитель. В первые же дни педагогической деятельности я окунулась в жизнь маленькой сельской школы. До сих пор помню, как деревенские мальчишки и девчонки с интересом заглядывали в кабинет химии, на дверях которого уже несколько лет висел большой амбарный замок как символ образования девяностых годов. Я до сих пор не знаю, что их привлекало больше: новая учительница или кабинет, в который раньше им заходить запрещали.
Но прозвенел мой первый школьный звонок, и начались трудовые будни, первые, тяжёлые дни. Как объяснить материал так, чтобы было всё понятно? Как научить работать с текстом, правильно составлять формулы веществ и уравнения химических реакций, проводить химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности? Как научить учиться на своих ошибках и больше их не совершать? Мне пришлось спуститься по лестнице знаний на несколько ступенек вниз, встретиться там с детьми и убедить их в том, что только вместе мы сможем осуществить восхождение к знаниям. Это был главный урок, который я усвоила в первые годы своей работы в школе. Урок, которым я и сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
Я уверена, что только через призму личных нравственных ориентиров, мироощущения и мировосприятия, отношения ко всему, что происходит вокруг, можно увидеть сухой программный материал волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к новым знаниям.
Убедить можно только в том, во что сама безоговорочно веришь. Этот урок я бы назвала уроком искренности. Надо уметь слушать и слышать ребёнка, чтобы каждый ученик знал: его голос важен, учитель слышит и считается с его мнением, не отмахивается от него, как от неинтересного собеседника. И тогда возникает желание узнавать что-то новое, высказывать свою точку зрения и аргументировать её. Уважаем ребёнок — уважаем и учитель, и это уважение — крепкое звено в связке «учитель – ученик». Это третий урок, который я тоже усвоила.
К.Д. Ушинский писал: «Ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью». Я поняла, что познавательный интерес – это мотив к самостоятельному получению знаний на протяжении всей жизни, и его необходимо поддерживать в детях путем применения различных форм, методов и приёмов работы. И это четвёртый урок в моей педагогической философии. Уже тогда я стала использовать новые формы проведения уроков: урок-игра, урок-исследование, урок-лаборатория. Путем проб и ошибок я отбирала те формы, методы, приёмы работы, которые помогали мне показать детям важность химических знаний в их повседневной жизни, в правильности выбора ими будущей профессии. И успех пришел. Я помню свою ученицу Светлану, которая была первой выпускницей той сельской школы, поступившей в медицинский колледж. Это было важно не только для неё и её семьи. Это стало событием для всей деревни, так как её жители были одной большой семьёй. Сейчас Света работает операционной сестрой в Смоленской областной больнице и спасает чьи-то жизни. И я счастлива, что в этом есть и моя заслуга! Когда результат моей работы в школе стал очевиден, то отношение учеников и их родителей ко мне изменилось. Я поняла, что авторитет учителя – важная составляющая в организации учебной деятельности на уроке, ибо слушают того, кого уважают. Вот так, с осознания этих великих для меня открытий во мне рождался учитель.
И есть еще один вывод, который я сделала для себя. Если учитель ограничивает свое общение с детьми рамками урока, то мостик понимания между ними никогда не появится. Мои первые ученики сделали мне удочку и научили ловить рыбу. После уроков мы ходили в лес собирать грибы, ягоды, черемшу, а зимой катались на лыжах. Я видела, что им нужно это общение, но ещё не понимала, что оно необходимо и мне. Уже тогда у нас появилась идея пополнить материально-техническую базу кабинета биологии натуральными объектами и использовать их на своих уроках. Однажды я поймала себя на мысли, что с радостью иду в школу, и удивилась ей. С тех пор прошло много лет, но уроки общения, которые мне преподали эти деревенские мальчишки и девчонки, я помню до сих пор.
Менялась наша страна, менялось российское образование. Менялись и мои представления о современном ученике. Я убеждена, что современный ученик – это критически мыслящий человек, активно и целенаправленно познающий окружающий мир, осознающий ценность образования, мотивированный к творчеству, готовый к сотрудничеству, любящий свою Родину и уважающий традиции своего народа. И стать таким он сможет, только если рядом с ним будет учитель, обладающий теми же качествами. Ибо лучший пример есть личный пример. Учитель перестал быть единственным источником знаний, но он никогда не перестанет быть примером для своих учеников.
Новое время диктует новые требования. Успешность человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить ближайшую и дальнейшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план своих действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленной цели.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне не подавать готовый учебный материал, предлагая ученикам быть пассивными слушателями, а приучать детей к самостоятельному поиску знаний.
Конечно, все дети разные, их уровень развития не одинаков, но если с самого начала приучать ребёнка к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос и потом не забыть похвалить его за это, то можно надеяться, что из ребёнка вырастет творческий человек с пытливым умом и горящими глазами. И я продолжаю думать, искать, пробовать, ошибаться, находить новые формы и методы работы с детьми. Хочу, чтобы мои будущие уроки были лучше предыдущих. Я продолжаю учиться.
Технология организации исследовательской деятельности и технология развития критического мышления помогают мне на уроках и во внеурочное время воспитывать Человека, способного жить в социуме. Ребёнку интересно слушать других, он учится следить за ходом мыслей, работать в группе при выполнении практических и лабораторных работ, дискутировать. В споре рождается истина, а в ребёнке — вера в собственные силы: я умею! я смогу! Он учится жить самостоятельно, не копируя чужие мысли или чужую жизнь, а создавая свою. И в этом большая заслуга учителя, научившего ребёнка думать самостоятельно, потому что и жить ему придется самостоятельно — решать сложные жизненные задачи и находить правильные ответы.
Должен ли учитель воспитывать в ученике лидера? Думаю, да. Мне кажется, в некоторых людях самой природой заложены лидерские качества — больше знать, больше уметь, больше хотеть что-то сделать самому. С такими людьми всегда интересно, они увлекают, они заставляют окружающих думать, принимать решение, искать правильные ответы. Но есть лидеры-эгоисты: их «я» для них важнее, их собственное мнение — истина в последней инстанции. И у учителя должно хватить такта, терпения, чуткости, чтобы помочь таким детям понять, что они живут в коллективе и что мнение каждого ребенка важно и ценно.
Учитель – это человек, любящий свою профессию, ибо его профессия – дети, а без любви к ним просто не может быть учителя. Это закон жизни, закон любви, закон сохранения огня. Учитель — любящий и мудрый человек, который может осудить или одобрить поступок ребёнка, учит детей быть душевно сильными, ведёт за собой, пока не почувствует, что ребёнок вырос и может отправиться в самостоятельное плавание.
Конечно, учитель не Бог — он не может вершить судьбы детей и предопределять их будущее. Но учитель – непосредственный их участник, и забывать об этом ни на минуту нельзя!
Я счастлива оттого, что выбрала для себя профессию учителя. Каждый прожитый день убеждает меня в правильности этого выбора.
Завтра наступит новый день, и я с удовольствием опять пойду в школу. Войду в класс, возьму в руку мел и скажу: « Здравствуйте, дети!». «Здравствуйте, Нонна Егоровна!» — услышу я в ответ.