В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что их ребенок не может написать без ошибок почти ни одного слова. При этом, казалось бы, он развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же это такое? С этим вопросом мы обратились к логопеду психолого - коррекционной службы Светлане Сергеевне Бобковой.
Светлана Сергеевна, что должен уметь ребенок, чтобы записать продиктованное учителем предложение без ошибок?
- Письмо – сложный процесс. У ребенка должна быть хорошо развита устная речь без пробелов в звукопроизношении. Если ребенок, будучи дошкольником, посещал логопеда, который должен был провести работу над анализом и обобщением поставленных звуков, то есть доделать работу по постановке звуков до конца. Но, в отличие от устной речи, письмо развивается только при целенаправленном обучении. А для этого к школе должно завершиться формирование не только речевых функций головного мозга. Известно, что при проблемах в освоении письма наблюдаются слабая память, нарушения мышления, восприятия, недостаточная эмоционально-волевая сфера. Кроме способности быстро обрабатывать зрительную информацию, запомнить продиктованное учителем предложение, а после записать его в тетрадь, нужно уметь еще и на слух отличать буквы. Если это не получается, то возникают трудности в написании.
Светлана Сергеевна, сегодня многие дети пишут безграмотно. В чем же причина такого количества дисграфов?
- Дисграфия у детей иногда обусловлена генетически. Но чаще всего причина возникновения дисграфии связана с воздействием на плод в материнской утробе аномальных факторов, но в некоторых случаях и после появления на свет ребенок может перенести серьезное инфекционное заболевание. Есть и социальные причины: безграмотная речь членов семьи, мало контактов у ребенка, педагогическая запущенность и нарушение звукопроизношения и отсутствие его коррекции.
На что должны обратить внимание родители дисграфов, которых очень расстраивают бесконечные ошибки их детей ?
- На повторяющиеся на письме ошибки, не связанные с незнанием правил и норм языка. Это пропуск букв в словах, недописывание, вставки лишних букв в слове, в слоге, перестановка слогов. Помимо перечисленного, школьники с дисграфией медленно пишут, им это делать сложно, поэтому у них, как правило, неразборчивый почерк, разная высота букв и наклона, «соскальзывание» слов со строк.
Это можно исправить?
- Дисграфия – нарушение, с которым можно и нужно работать. Необходимо обратиться к логопеду. Конечно, это не быстрый процесс. А дома следует заняться увеличением словарного запаса, выполнять упражнения, улучшающие память, работать над правописанием. Надо помнить, что дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка.
Светлана Сергеевна, как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом, родители узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе, а можно это увидеть раньше, у дошкольника?
- Да, это дети, которые в свои 5-6-7 лет не могут строить длинные предложения. У них маленький словарный запас. Они предпочитают отмалчиваться на занятиях в саду, неохотно разговаривают с родителями. У них нет интереса к общению со сверстниками.
Это - повод обратиться к детскому неврологу, для того, чтобы исключить проблему дисграфии в школе.
Когда логопед говорит о посещении врача, значит, проблема не так проста, как это может показаться. Это так?
- Да. К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая не «ходит одна». Чаще всего, если есть у ребенка дисграфия, у него есть и проблемы с чтением. По сути, ребенок, у
которого наблюдается дисграфия, имеет нарушенную работу речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов, то есть есть нарушения в головном мозге. Ребенок не может или ему сложно обрабатывать получаемую информацию.
Если коротко, то чем занимается логопед при коррекции дисграфии?
- Он балансирует развитие двух полушарий головного мозга и параллельно учит различать, произносить звуки и записывать буквы.
Есть ли статистика, того, насколько часто встречается эта проблема у детей в нашей стране?
- Признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины школьников начальных классов, и у третьей части учащихся среднего звена.
Беседовала Татьяна Ольская