Перед жюри стояла сложная задача: выбрать из 27 очень способных чтецов троих самых ярких, которые продолжат участие в конкурсе уже на региональном этапе. Потому и критерии оценки были строгими. Учитывались выбор текста произведения, эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей, способность заставить их думать, смеяться, сопереживать, грамотность, выразительность и чёткость речи. Тем не менее, у жюри не возникло споров при определении победителей.
Так совпало, что все три финалиста выбрали для выступления юмористические произведения.
Полина Куликова из школы №4 участвует в конкурсе уже второй раз. В 2018 году девочка очень успешно выступила в районном и региональном турах конкурса и представляла Смоленскую область в «Артеке». На этот раз Полина выбрала отрывок из книги «Манюня» современной писательницы Наринэ Абгарян. Наивный рассказ о превратностях первой любви девочки из маленького армянского городка тронул и одновременно рассмешил слушателей и жюри.
Не впервые становится победителем районного конкурса и воспитанник Центра детского творчества Илья Моторин. В этом году в исполнении Ильи прозвучал рассказ Виктора Голявкина «В шкафу». Зал смеялся над злоключениями незадачливого хулигана, случайно запертого в классном шкафу, и в то же время сочувствовал ему.
Ярким, запоминающимся стало выступление ученицы школы-гимназии Полины Денисенковой с рассказом Тэффи «Кишмиш». Девочка создала обаятельный образ своей ровесницы, такой же юной, озорной гимназистки, как и сама конкурсантка, только жившей сто лет назад.
Бесспорно, за успехом каждого из победителей стоит талант и труд педагогов: учительницы русского языка и литературы школы №4 Лидии Ивановой, педагога Центра детского творчества Натальи Ситкиной, руководителя театра-студии школы-гимназии Татьяны Шпилевой. Нужно по-настоящему любить книгу и очень хорошо знать своего ученика, чтобы подобрать произведение, так точно подходящее к психотипу, темпераменту и даже внешности чтеца, сделать убедительными и органичными каждый жест, каждую интонацию ребенка.
Однако не могу не назвать имен еще нескольких ребят, чье выступление произвело впечатление на меня лично и зрителей конкурса.
С юмором и симпатией по отношению к своим персонажам выступили Даниил Гуров и Эвелина Жиляева. В чтении Ксении Ткаченко прозвучала щемящая нота трагедии блокадного Ленинграда. Вероника Никитенкова, Азизбек Султанов, Дарья Шалаумова напомнили о непреходящих нравственных ценностях: доброте, сострадании, любви и бережности к близким людям.
Конкурс «Живая классика» ежегодно знакомит нас с талантливыми, артистичными ребятами. Но главная заслуга этого проекта не в призах и наградах, а в приобщении детей и подростков к лучшим образцам мировой прозы. Потому что Толстой и Чехов, Тургенев и Лесков, Гюго и Ремарк, ставшие любимыми со школьной скамьи, формируют такой нравственный иммунитет и ставят такую эстетическую планку, которую не преодолеть житейской пошлости и примитивным однодневкам от искусства.
Вести привопья.
Автор Татьяна Филимонова