ШОКОЛАДНЫЕ конфеты «Мишка косолапый» известны всем. Наверное, из всего разнообразия российской кондитерской продукции эти конфеты, наряду с шоколадкой «Алёнка», являются самым узнаваемым брендом. С малых лет каждому знакома эта конфета, на обёртке которой нарисованы забавные медведи, позаимствованные с картины Шишкина и Савицкого.
Конфеты знают все, зато мало кто знает, что появились они ещё до революции. Но вот автора этого образа знают только немногие специалисты, которые работают в сфере маркетингового дизайна. Между тем, человек, который создал этот образ, известный во всём мире — основатель российской «кондитерской рекламы», это наш земляк, ярцевчанин.
Интересный факт, о котором у нас почти никто не слышал: оказывается, выдающийся российский и советский художник, дизайнер Мануил Андреев родился в Ярцеве 21 марта 1884 года. Мальчик из семьи ярцевских текстильщиков стал всемирно признанным мастером промышленной графики. Его работы в течение многих лет были украшением всех витрин сначала царской России, а потом и Советского Союза. Да и в наши дни мы ежедневно и повсеместно встречаемся с работами нашего земляка.
Сын механика ярцевской фабрики…
НА ДВОРЕ был март 1884 года. К тому времени в Ярцеве уже восемь лет работала прядильная фабрика Хлудовской мануфактуры, через станцию проносились паровозы, а в посёлке жило уже несколько тысяч человек. Это были богатые годы правления Александра Третьего: в стране бурно развивался молодой капитализм.
21 марта 1884 года в семье механика ткацкой фабрики Андрея Андреева родился мальчик. В ту пору были в моде «греческие» имена, поэтому сына он назвал Мануилом. Сначала семья жила в Ярцеве. А потом механик Андреев стал замечать, что сынишка, едва начав ходить, уже пытается что-то рисовать. «Значит, не нужно зарывать будущий талант в землю, а нужно его развивать» — заключил отец. А чтобы развивать талант, ребёнка нужно учить. И вскоре семья переехала в Москву.
Чтобы «не зарыть талант в землю»…
В МОСКВЕ будущего дизайнера определили учиться в Петровско-Басманное училище. Чтобы развивать талант, нужно было и дополнительное образование. Мануила взяли учеником в иконописную мастерскую. Правда, вскоре мать забрала оттуда Мануила… за богохульство. Мальчишка во время рисования, чтобы дотянуться до красок, сложил в стопку иконы и забрался на них верхом.
Шло время, мальчик подрос, и в 1898 году отец сумел устроить его учеником в типографию Кирстена. Одновременно Мануил поступил на вечерние классы знаменитого Строгановского училища, которые окончил в 1901 году и продолжил работать в типографии уже как художник-рисовальщик.
Тем временем отгремела русско-японская война и первая русская революция. В 1906 году Мануил Андреев блестяще поступил в престижное Московское училище живописи, ваяния и зодчества — причём молодого художника взяли сразу в «головной» класс, минуя общеобразовательный.
Учился Андреев очень успешно, часто получал премии, а однажды стал лауреатом Левитановской стипендии. При этом он не прекращал работать в типографии.
И вот пришло время, когда молодого талантливого художника заметили. Причём успех пришёл к нему вполне современный: он стал фаворитом не в картинных галереях, а… в индустрии рекламы, которая тогда только зарождалась в Российской Империи.
Как появился «Мишка косолапый»
В 1913 году Мануил Андреев решил вплотную заняться модным направлением — рекламой. В Москве одной из крупнейших кондитерских фабрик было «Товарищество шоколадных конфект и чайных печений «Эйнем». На заметку — теперь это знаменитая фабрика «Красный Октябрь». Так вот, эта фирма обратилась в типографию братьев Менерт, где работал Мануил Андреев, с заказом на разработку рекламной продукции. И этот заказ поручили выполнить нашему земляку. Он настолько мастерски и эффектно оформлял рекламные стенды, проспекты и календари, разрабатывал такой яркий и запоминающийся дизайн упаковки, что «Товарищество Эйнем» отказалось от прочих типографий и стало работать только с Андреевым.
Однажды фабрика «Эйнем» разработала новый вид конфет и готовилась выпустить их в продажу. В конфете толстый слой пралине был заключен между вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Даже придумали название — «Мишка косолапый», такое незатейливое, чтобы его воспринимали и дети, и взрослые, и в том числе неграмотные люди, коих в те годы в России было большинство. Но для «завоевания рынка» требовалась такая упаковка, чтобы её узнавали во всех уголках Империи. И председатель правления Владимир Гейс пригласил для совета ведущего дизайнера Мануила Андреева…
Во время обсуждения разных вариантов, Андреев обратил внимание, что у Гейса в кабинете на стене висит репродукция картины Шишкина и Савицкого — известное всему миру полотно «Утро в сосновом лесу». И он предложил — а что, если взять это полотно за основу? Мануил Андреев тут же сделал наброски будущего товарного образа.
Так и родился самый узнаваемый образ российской и советской кондитерской промышленности. В центральной универсальной научной библиотеке имени Некрасова хранится полный альбом работ Мануила Андреева. В альбоме указана точная дата появления обертки «Мишки косолапого» — 1913 год. Так что бренду уже больше ста лет!
Кстати, Андреев участвовал в создании другого известного конфетного шедевра — под названием «А ну-ка, отними!». Правда, сначала вместо известных нам девочки и собачки на фантике был озорной мальчишка.
Марка пошла в народ
ИЗНАЧАЛЬНО «Мишка косолапый» был зарегистрированной торговой маркой — эти конфеты выпускались только фабрикой «Эйнем» и с неизменным фантиком работы Андреева, который был запатентован как «фирменный знак». Но после революции все прежние авторские права были упразднены. И уже с конца 1920-х годов многие советские фабрики выпускали «Мишку». Впрочем, фантик остался практически неизменным до наших дней.
В 1958 году стограммовая конфета «Мишка косолапый» была представлена на Всемирной выставке в Брюсселе, и с этой конфетой фабрика «Красный Октябрь» (бывшее товарищество «Эйнем») получила Высшую награду, а бренд стал узнаваем во всём мире.
Классик рекламного дизайна
ПОСЛЕ революции Мануил Андреев начал участвовать в выставках художников-графиков и преподавать, а также писал пейзажи. Он был автором серии «социальных» плакатов, самый известный из которых посвящён борьбе с безграмотностью (на фото). Однако основным направлением в его творчестве осталась работа в области рекламы.
Мануил Андреевич Андреев умер в Москве 22 ноября 1959 года. Его сын стал заслуженным архитектором РСФСР, а ученики развили и продолжили традиции, заложенные талантливым дизайнером.
Post scriptum
Было бы справедливо и правильно увековечить в нашем городе имя земляка — талантливого художника, дизайнера. Например, присвоить Ярцевской детской художественной школе имя Мануила Андреева. Это символично: во-первых, он родился в Ярцеве, во-вторых — он художник, трудолюбием и постоянной учёбой добившийся признания и являющийся примером для начинающих живописцев, ну и в третьих — он является создателем всемирно известного «конфетного образа», который уже больше ста лет прочно ассоциируется с детством, добром, праздником.
Дмитрий САТАНОВ