Тему для этой корреспонденции подсказал участник нашего форума batonoff. Он написал: «Уже с неделю наблюдаю движуху на старом мосту и подъездах к нему (срезают старый асфальт, откосы, ковыряют само пролетное строение) неужели решили демонтировать всю эту конструкцию??».
Когда мы выехали на место, то убедились, что это так. Мосты принадлежали и принадлежат «Росавтодору» (федеральная собственность). Два года назад «Росавтодор» официально предложил городу Ярцево принять этот участок недействующей дороги и мосты - один большой, другой маленький в муниципальную собственность. Депутаты в своём большинстве не захотели этого делать, мотивируя тем, что они в плохом состоянии, а их ремонт может лечь тяжёлым бременем на местный бюджет. Мост с железнодорожными фермами после того, как прекратилось автомобильное движение по нему (а это лет 10 - 15) использовался для движения пешеходов, велосипедистов в Михейково, СМИТ и обратно. Охотники за металлами, пользуясь тем, что мост не охраняется, нагло срезали автогеном всё, что можно срезать, поэтому мост представлял опасность. Например, на нём не было перил. Теоретически, можно было принять мосты в муниципальную собственность, проработав эти вопросы. Например, параллельно запросив средства федерального бюджета на ремонт. Можно было, как предлагал один гражданин, приняв мост в муниципальную собственность, затем осуществить перенос металлических ферм и использовать их для постройки моста через реку Днепр в районе Буяново. Это связало бы левый и правый берег Днепра в Ярцевском районе из-за чего страдают жители (Буяново, Челновая) и сельхоз предприятия, находящиеся в том районе - "Царевич" (Засижье), "ЯрцевоАгроПродукт" (Буяново). Они не могут вывозить свою продукцию по Старой Смоленской дороге (Дорогобужский, Кардымовский, Ельнинский, Глинковский, Рославльский районы), часть рабочей силы оказалась отрезана от работы, когда был разрушен понтонный мост через Днепр. Мы, находясь в центре Смоленской области, построив капитальный мост через Днепр в районе Буяново, могли бы получить новый удобный транспортный коридор регионального значения позволяющий обеспечить прямой выход Ярцевского района в направлении Рославль, Брянск, Старая Смоленская дорога. Но депутаты даже слышать об этом не захотели. (Кстати, этот проект не теряет своей актуальности, независимо от того, что горсовет не принял в собственность старый мост).
Ещё один фантастический и последний вариант использования моста. Его можно было взорвать и процесс его взрыва, заснять на киноплёнку. Какая отличная практика для военных сапёров! В мирное время они только разминируют, а надо же их обучать и минированию, и взрывотехнике. Эти кадры, затем можно было использовать для художественного или документального фильма о героической обороне Ярцево в июле 1941 года. Есть отличные ракурсы с видом на ХБК, когда не надо ни каких спецэффектов – всё выглядит как в военные годы. Советую ярцевским видео и телеоператорам снять пока ещё частично разрушенный мост, желательно не наводя камеру на современную технику. Без шуток, кадры уникальные, точно пригодятся!
Немецко-фашистские захватчики захватили наш город 16 июля 1941 года. 19 июля войска, под командованием К.К.Рокоссовского выбили немцев из города и удерживали его вплоть до 5 октября 1941 года. Когда немцы вошли в Ярцево, мосты через реку Вопь были целы. После контрудара Красной армии, фашистское командование испугалось, что мы сконцентрировали мощный кулак для наступления на Смоленск, и решило разбомбить мосты через Вопь, и даже через реку Хмость рядом с Каменкой (которая была в их руках), что бы помешать этому наступлению. 22 июля, несмотря на наш плотный зенитный огонь, мосты были уничтожены немецкими бомбардировщиками.
http://old.yartsevo.ru/about_hronolog1941_2.htm
Возможно, «Росавтодор» решил приурочить демонтаж (чуть не написал «уничтожение») мостов, к этой памятной дате. А возможно – это просто совпадение, строительный сезон. Одного моста (маленького) уже нет.
Наверное, «Росавтодор» демонтирует мосты по соображениям безопасности. Ну и «полезных ископаемых», там можно извлечь немало. Металлолом, строительные конструкции, асфальт толщиной до одного метра. Интересно куда всё это пойдёт?
Юрий Бухалов; фото Елены Сергеевой