НЕ УСПЕЛИ мы в прошлом номере рассказать, как депутаты районного Совета заступились за предпринимателей, отказав мэрии в повышении коэффициента единого налога на вменённый доход, как тут же появилась другая новость. Фактически противоположная, только прилетела она уже из городского Совета.
В отличие от своих районных коллег, городские депутаты, не вникая в тонкости, «взвинтили» ставку налога на имущество для крупных коммерческих объектов (решение №71 от 27 ноября). Причём так лихо, что некоторым придётся платить в десять, а то и в четырнадцать раз больше. Разумеется, они имели самые благие намерения…
Как известно, в ближайшем будущем налог на имущество будет рассчитываться не от «оценки БТИ», а по кадастровой стоимости. Это касается всех, но пока не так драматично, как владельцев больших объектов.
Дело в том, что областная Дума дала муниципалитетам возможность установить для торговых объектов особые коэффициенты. Для небольших помещений в основном будет применяться привычный коэффициент 0,5%. А тем, кто покрупнее, решили дать «финансовый пинок». Для объектов с площадью более 500 квадратных метров решили поставить коэффициент 1,5%. Это решение вступит в силу с 1 января 2019 года.
Кто занимается бизнесом, тот уже понял, какими будут последствия. Остальные поймут чуть позже, когда вслед за многократно взлетевшим налогом многие предприятия просто закроются по причине убыточности, а оставшиеся начнут спасаться, уходя в тень или взвинчивая цены на товары и услуги.
Поговорив с предпринимателями, мы узнали, что у некоторых налог подскочит в 15 раз! К примеру, если сегодня за конкретный объект человек платит 20 тысяч, то в конце 2019 года он заплатит 300 тысяч. Это ориентировочное повышение, потому что мы ещё не рассказали о главном сюрпризе.
Главный, как сейчас принято говорить, «прикол» — в том, что депутаты городского Совета принимали своё решение «вслепую». Они решили поднять налог на имущество для крупных объектов с коэффициентом «полтора», но при этом главный фактор расчёта — та самая кадастровая стоимость — пока неизвестна.
Оценка будет проведена только в следующем году и её результаты тоже многих неприятно удивят.
Итак, депутаты, не зная конкретных примеров кадастровой оценки, даже приблизительно не представляют последствий этого повышения. Но решение они всё-таки приняли. Получается, что они действовали наобум. Вдвойне странно то, что в городском Совете есть депутаты — например, Елена Марченкова или Тофиг Давудов — которые сами, являясь предпринимателями, попадут под удар своего же решения. И произойдёт это уже через пару лет, то есть в конце 2019 года, когда нужно будет платить по-новому. Такой рождественский сюрприз.
Что касается остальных предпринимателей, то они однозначно считают это решение убийственным для ярцевского бизнеса. Получается, что поддерживать местных коммерсантов никто не собирается: на этом фоне выживут лишь те, кто отдаст свои объекты в аренду сетевым магазинам.
Понятно, что депутаты заботились о наполнении бюджета. Мол, у коммерсантов денег много, взять с них побольше — не обнищают. Но не нужно забывать, что сегодня у нас в Ярцеве де-факто не работает почти ничего, кроме торговли. Это и налоги, и рабочие места. Можно, конечно, год или даже два с десятикратной силой «выкачивать деньги» из местных предпринимателей. Но когда они возьмутся за калькуляторы, прикинут свои шансы и начнут массово закрываться — с кого тогда деньги брать?
В общем, у нас положение, как у несчастной сороки в старой присказке: клюв вытащим — хвост увязнет, хвост расправим — клюв застрял… Районный Совет блокирует повышение «вменёнки», но городской Совет в это же время утяжеляет ярмо налога на имущество. Стоит ли удивляться, что местный бизнес начинает нервничать и всё чаще поглядывает на чемоданы?
Дмитрий Сатанов