С детства мы слышим о том, что лес - легкие нашей планеты. В средствах массовой информации пропагандируют защиту зеленых насаждений. А люди то и дело негодуют, что в лесах полно мусора и упавших деревьев. Ну, если деревья и могут падать от старости либо природных явлений, то мусор, допустим, сам человек в лес и несет. Мы встретились с заместителем директора лесничим Ярцевского лесничества - филиала ОГКУ «Смолупрлес» Владимиром Александровичем Прохоренко, чтобы узнать, кто отвечает за порядок в лесу и посадку деревьев.
- Могут ли люди забирать из леса поваленные деревья?
- Я работаю уже более 30 лет в лесном хозяйстве. Раньше было все значительно проще. Было 6 лесничеств, и в каждом были специальные документы строгой отчетности. Допустим, человек пришел и говорит, там-то засохло две елочки и я хочу их забрать. Мы выезжали на место, замеряли диаметр, кубатуру и выписывали квитанцию. Гражданин шел в банк, проплачивал по квитанции чисто символическую сумму, так как для государства эти деревья не представляли большой ценности, мы выписывали документ, и человек забирал эти деревья. На сегодняшний день дела обстоят иначе. Есть Лесной кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрено 3 возможности заготовки древесины. 1. Арендаторы. 2. Люди, которые заключают договор купли-продажи деревьев для заготовки дров либо строительства. Для этого необходимо предоставить документы на участок и разрешение на строительство. 3. Аукцион. Вот идет человек по лесу, лежит сухое дерево, оно ему нужно для каких-либо целей. Он приходит к нам. А законодательством не предусмотрены иные случаи. Гражданин этот на аукцион за одним деревом не пойдет. Договор купли-продажи мы с ним не заключим, так как и дом у него построен, и соответственно разрешения на строительство нет на руках. Конечно, это абсурд, но это законодательство (статья 30 Лесного кодекса).
- Допустим, человеку не нужны деревья, а просто его беспокоит санитарное состояние леса? Кто должен убирать поваленные деревья?
- В лесном хозяйстве предусмотрены санитарные рубки. По технологии, для того чтобы произвести санитарную рубку либо убрать одно поваленное дерево, необходимо срубить десятки здоровых, чтобы пробить волок и подобраться к ним. Я не сторонник этого механизма. Допустим, на Западе есть мини-трактора, которые способны заехать, забрать поваленное, распиленное дерево. У нас такой техники нет. Да, людям несведущим легко сказать, почему не убрали поваленное дерево. Но необходимо понимать, что важно действовать так, чтобы не навредить, и взвешивать пользу и вред. Арендатор с удовольствием срубит десятки деревьев из-за одного здорового, ведь ему это выгодно, он получит прибыль. Но как тогда сами же жители Ярцева будут относиться к рубке в зеленой зоне? Кстати, по закону арендатор имеет право это сделать. Составляется проект, по технологии пропиливаются волока, чтобы проходил трактор. Волок этот шириной 5 метров. Представляете, если такими полосами будут вырубать лес. Думаю, это не понравится ярцевчанам да и не пойдет на пользу нашей зеленой зоне. Арендаторы идут нам навстречу и не устраивают подобные мероприятия.
- Почему не определять на дрова те деревья, которые повалены?
- Потому что они не нужны людям. Ведь если у человека есть справка на дрова и он проплатил определенную сумму, то он говорит, зачем мне сухая елка, мне нужна береза. Да, если бы деревья эти раздавались бесплатно, то, может быть, их бы и забирали. Но раз это не положено законом и люди платят, то и они требуют качественную древесину. Есть и обратная сторона вопроса. В прошлом году один из наших арендаторов убрал ветровалы, а так как на том месте были редкие насаждения, обошлись без волока. Деревья были распилены, и у людей была возможность забрать их. Никто не откликнулся. Жители вроде беспокоятся, но, когда дело касается решения вопроса, никому ничего не надо.
- Восполняется ли лес, кто за это отвечает?
- В свое время вокруг Ярцева были высажены еловые насаждения. На сегодня 90% этих насаждений заражены болезнями. Это корневая и стволовая гниль. Лет через 25 они выпадут все. Останутся сосны, березы и другие породы. Что делают арендаторы? Вырубают непригодные деревья и, конечно, высаживают новые. По законодательству это должны быть те же породы, что были ранее, то есть еловые. Хотя разумнее было бы заменить их. В этом году посажено 230 гектаров леса. Это около 70% от той площади, которая была вырублена. 30% - это те участки, где нет смысла производить посадку: заболоченные, низменные и прочие. Там лес может вырасти лишь естественным путем. Мы контролируем все вырубки, то есть либо даем разрешения, либо нет. Также мы контролируем посадку деревьев до момента внесения в Лесной фонд, это 7 первых лет.
- Нарушают ли арендаторы закон?
- Нет, они у нас законопослушные. Незаконной вырубкой занимаются жители. В этом году уже четыре случая. Например, мужчина в деревне Климово в очередной раз поехал нарубить дров себе и родственникам. Штраф за 11 кубических метров ольхи составил 60.000 рублей. За эту сумму он мог бы покупать колотые дрова себе и родственникам несколько лет. В настоящее время, понимая материальное состояние сельских жителей, мы работаем с главой Капыревщины относительно вопроса дров. Сейчас большое количество заросших полей. И вот появилась возможность и поля привести в порядок, и дрова заготовить. То есть жители безвозмездно, под нашим контролем будут вырубать деревья на полях и заготавливать дрова.
- Допустим, у человека дом прилегает к лесу, и вот одно или несколько деревьев мешает человеку или накренилось и угрожает имуществу, куда обращаться?
- На каждое обращение мы реагируем, выезжаем и обследуем. Если дерево здоровое и просто мешает хозяевам (например, у них стоит теплица под ним), то конечно, мы его не уберем. А вот если есть угроза, то ликвидируем. Случаи бывают разные и сложные, но в любом случае мы находим компромисс. Например, обратились дачники, пожилые люди, мы попросили арендатора, он приехал с бригадой и убрал сухостойные деревья.
- До Нового года осталось не так уж много времени, будут ли елочные ярмарки, как в предыдущие годы?
- Да, конечно. Ярмарки будут. Информация о стоимости и местах продажи деревьев будет дана немного позже. Но уже сейчас хочется донести до людей просьбу: не рубите самовольно елки. На ярмарке вы заплатите за нее несколько сот рублей, а незаконная рубка обойдется в несколько десятков тысяч.
Автор Юлия Леоненок. "Вести Привопья"