В середине мая администрация Ярцевского района объявила конкурс проектов на лучшую… туристическую символику города Ярцево. Официально сообщается, что конкурс проводится для формирования положительного и узнаваемого имиджа города.
В течение месяца, вплоть до 20 июля, местные таланты-графики могут рисовать свои логотипы Ярцева. Впоследствии логотип, который будет признан самым лучшим и верным в своей смысловой нагрузке, будет размещаться на различной сувенирной продукции, на всяких кружках и тарелках.
Туристический логотип Ярцева — хорошая задумка? Безусловно, хорошая. Но вот только среди ярцевчан она вызвала неоднозначную реакцию. В основном людей «зацепило» противоречие между нашей реальностью и теми целями, которые вложены в этот конкурс.
Будущий «туристический логотип» должен формировать «положительный и узнаваемый имидж города». Замечательно!
Итак, логотип будет разработан, его нарисуют на партии сувениров, напишут на них что-нибудь ширпотребное, типа «Ярцево — город мечты!». Что дальше?
Давайте представим, как некий турист приезжает в наш «город мечты», у которого сформирован «положительный имидж». Допустим, турист приезжает в Ярцево на поезде и выходит из вагона на вокзале, в предвкушении исторических красот.
И попадает в адский ад.
Что увидит турист в Ярцеве? А увидит он вдрызг разбитую Привокзальную площадь. С ямами и ухабами. Тут же он увидит улицу Прохорова: расселённые руины домов с выбитыми окнами, полуразвалившиеся бараки, вокруг которых образовались стихийные помойки… Дорогу, на которой нет живого места от колдобин — где машины ездят как угодно, только не по проезжей части. Этот район в Ярцеве уже прозвали «Донбасс в миниатюре», потому что он выглядит так, как будто его сначала бомбили, а потом ещё и разрушали вручную, посыпая сверху мусором.
Интересно, как такая картина вписывается в имидж города? Можно ли отразить её на логотипе Ярцева? Тут получается настоящий «разрыв шаблона»: если изобразить «цветущий город-сад», то это будет наглая ложь, а если изобразить правду — то такой логотип нашей администрации будет хуже горькой пилюли.
И вот наш гипотетический турист в ужасе мечется по Рабочему посёлку, пытаясь понять, куда ему бежать отсюда. Он хватает первое попавшееся такси и мчится в центр города в надежде добраться до цивилизации…
И попадает на разбитую Советскую улицу. Трясясь на кочках центральной улицы Ярцева, турист, видимо, начнёт уже понимать, что с «имиджем положительного города» вышла какая-то промашка…
Куда пойти человеку? Турист захочет заглянуть в кинотеатр — «а нету, тётя, у нас кинотеатра». Турист захочет пройти каким-нибудь «историческим маршрутом» — а у нас тротуаров нет и все исторические здания выглядят, словно доисторические.
Что показать людям, чем похвастаться? Раздолбанной казармой на Интернациональной улице? Хлудовскими историческими домами 1 и 2 на Ленинской, которые плачут навзрыд в ожидании капитального ремонта? Обглоданным зданием техникума на улице Луначарского?
Может, в самом центре картина лучше? Так ведь нет!
В сотне метров от мэрии, прямо под носом у главы района — куча гнилых досок, сломанный барак на улице Гагарина. Он стоит во всём своём безобразии нетронутым с прошлого года и администрация прекрасно уживается с ним по соседству.
В этом и есть главный идиотизм ситуации: администрация, которая не в состоянии убрать бардак у себя под носом и считает это явление допустимым, проводит конкурс на лучшую… туристическую символику. Так и хочется сказать: «Ребята, а зачем вам конкурс? Вот же она, ваша символика!».
Наверное, чиновникам будет обидно прочитать это. Они ведь стараются. Они заняты высоким делом — ищут логотип для привлечения туристов. Либо у них реальный кризис мышления, либо они принимают людей за умственно отсталых, но факт налицо: они словно не понимают, что туристов привлекают не логотипами. Что нужно приводить Ярцево в порядок. Что нам пока ещё нечем похвастаться, и нужно не выбирать красивые картинки для сувениров, а брать в руки лопаты и веники. А то получится ещё хуже — приедут туристы и будем от стыда проваливаться сквозь землю.
Кстати, попутно наши читатели задали резонный вопрос — а куда подевался герб нашего города? Ведь у Ярцева есть свой официальный герб, так почему нельзя его использовать как логотип? Вероятно, герб устарел. Что на нём нарисовано? Молот с наковальней и бобина с пряжей, как символы основных промышленных гигантов города — завода «Двигатель» и хлопчатобумажного комбината. Где теперь этот молот и эта пряжа? Вопрос риторический.
Чтобы было понятно — никто не против разработки логотипа нашего города. Дело это нужное, но главное — чтобы «положительный образ» не остался просто творческим вымыслом, чтобы эта символика соответствовала реальности. Реальность же сурова: ярцевчане предлагают использовать в качестве символики знак «Неровная дорога». По мнению жителей Ярцева, этот «логотип» в полной мере соответствует «узнаваемому имиджу» нашего города.
Дмитрий Сатанов