Продукт, который мы употребляем в пищу каждый день? Конечно же, это хлеб. Каким он должен быть? Мягким, свежим, вкусным. И, конечно же, натуральным. Задумывались ли вы, из чего изготовлен хлеб, который лежит на вашем столе?
Мы приехали в Михейково, в пекарню «Азия», чтобы узнать у директора ООО «Азия» Елены Смирновой, каким должен быть вкусный и полезный хлеб, где его можно купить и как выживает небольшое производство в условиях жесткой конкуренции.
— Елена Евгеньевна, как все начиналось?
— В 90-х годах мы приехали сюда с семьями. Молодые, работы нет. Планировали заниматься теплицами, года два бились, составляли проект и прочее, но денег на строительство не было, 90-е годы, сами понимаете. В 1996 году нам предложили пекарное оборудование, которое было взято в лизинг и уже давно лежало на складе практически бесхозным. Лизинг был переоформлен, и мы занялись пекарней. Наши мужчины сами смонтировали все оборудование. Они стояли на замесе, на развесе, мы катали, выпекали. Например, форму молочного батона я придумывала сама. Постепенно стали набирать людей. Тогда у нас был договор со службой занятости, принимали на работу многодетных мам, мам-одиночек. К слову, вот сейчас у нас работает пекарь на черном хлебе Елена Владимировна Сухановская. Она приехала из Донецкой области перед самым разгаром боевых действий. Мы очень рады, что у нас появился такой ответственный и безотказный сотрудник.
Тогда у нас было всего три вида хлебобулочных изделий: белый хлеб, молочный батон и плюшка, но тоннаж был больше, чем сейчас. Мы работали практически со всеми ярцевскими торговыми точками.
— Как сейчас работает пекарня? Сколько видов продукции производите?
— Коллектив пекарни совсем небольшой — 8 человек. Сейчас мы работаем только в ночную смену. На ржаном хлебе смена начинается с 6 вечера, на белом – с 7, потому что там изделие меньше по весу и цикл короче. В 6 утра наши водители-экспедиторы уже загружаются и около семи выезжают, чтобы утром у покупателей был свежий хлеб.
Сейчас мы выпекаем меньше полутонны хлебобулочной продукции в сутки, но при этом более 50 видов изделий. У нас преобладает ручной труд, то есть практически все изделия делаются вручную без использования техники. Машина формует только хлеб пшенично-ржаной. Все остальное — ручная формовка. Раскатка тоже ручная. За границей, например, в Германии, стоимость килограмма такого изделия приравнивается к килограмму мяса. А мы вынуждены продавать нашу продукцию по цене не выше, чем у всех остальных, где идет поток, конвейер. Самое главное, что вся продукция натуральная, мы не используем никаких консервантов. Прессованные дрожжи, мука ГОСТ, соль, сахар, подсолнечное масло. Мы даже для смазки не используем специализированные синтетические масла многоразового использования, которые не пригорают. Формы мы смазываем только подсолнечным маслом. Поэтому те, кто это знает, покупают только нашу продукцию. Ведь это натуральный качественный продукт. Это наш принцип, и мы от него не отходим.
— Почему вы не сотрудничаете с крупными магазинами?
— Мы бы с удовольствием. Связывались, предлагали продукцию, объясняли, что у нас натуральные продукты, но на этом все и заканчивается. Другие производители принимают нереализованную продукцию обратно. То есть продавцы не заморачиваются: не продали – вернули обратно. Ее перерабатывают и вновь пускают в хлеб. Мы не можем себе это позволить, поэтому и не принимаем обратно то, что не продалось. Видимо, поэтому проще продавать некачественный хлеб, чем наш. Те, кто знает про наши продукты, приобретают хлебобулочные изделия только у нас. Например, наша городская палатка реализует столько, сколько все вместе пять магазинов сети «Королевский». Конечно, хотелось бы рассчитывать на помощь районной администрации. Продукты натуральные, по цене не выше других, почему бы детским садам и школам не приобретать продукцию у нас? Это ведь здоровье наших детей.
— Как выживаете в условиях такой конкуренции?
— Зимой тяжелее, летом полегче. В холодное время года работает котел, электроэнергии тратится больше. Когда выключаем котел, значительно экономим. Постоянно придумываем что-то новое. У нас практически с самого начала и до недавнего времени работала технолог Татьяна Николаевна Хрящева, мы и сейчас обращаемся к ней за консультацией. Это наш клад. Что-то услышим, увидим, начинаем пробовать выпекать.
Например, после посещения Германии наша сотрудница привезла, можно сказать, новое изделие – «Брецель Баварский». Это соленое сдобное тесто, посыпанное кристаллической солью и кунжутом. Людям понравилось, заказывают, покупают. Мы мониторим рынок: если что-то перестает покупаться, убираем с производства. Крутимся, как можем.
— Поделитесь планами?
— Работать дальше. Ведь это и наши рабочие места, и мы создали рабочие места для других. Будем стараться как можно дольше продержаться. Ведь оборудование не новое, постоянно что-то ломается. Ремонтируем и опять за работу. Приобрести новое нет возможности: стоит больших денег. Будем придумывать новые рецепты, новые хлебобулочные изделия и кормить натуральными продуктами ярцевчан.
Юлия Леонёнок
Материал газеты "Вести привопья" №16 от 20.04.2017 г.