Вчера на заседании Смоленской областной думы были внесены поправки в закон о местном самоуправлении, устанавливающие единый порядок избрания местной власти на всей территории области. Это требование очередных поправок в многострадальный 131-фз о местном самоуправлении. Теперь муниципальная власть сама не может поменять порядок своего собственного избрания, как это было раньше (см. нашу справку). Отныне депутаты областной думы, а не районных и городских советов регулируют конфигурацию власти на местах.
Что же нового внесли эти поправки? Во-первых, теперь во всех районах, городах и сельских поселениях глава будет выбираться из состава совета депутатов, глава администрации города или района назначаться по контракту. В сельских поселениях – глава поселения и глава администрации будет представлен в одном лице. Ни в одном городе или районе Смоленщины прямых выборов главы не будет. В Ярцеве на районном уровне ничего не поменяется, у нас уже 5 лет нет всенародных выборов руководителя района района. А сельским поселениям, в которых были предусмотрены всенародные выборы главы (Михейково, Петрово, Мушковичи), придется менять уставы и устранять «лишнюю» демократию. Во-вторых, все районные советы в области отныне будут избираться на прямых выборах. Соответственно, скоро закончится эпоха «сенаторского» районного совета депутатов, наступившая в Ярцеве 5 лет назад. Выборы в ярцевский районный совет депутатов пятого созыва состоятся 13 сентября 2015 года.
Интересно, что поправки были внесены по инициативе губернатора. Хотя ранее Алексей Островский заявлял, что хорошо, когда в районе один руководитель и есть с кого спросить. Поправки окончательно закрепляют двоевластие: сосуществование главы МО и главы администрации в районных и городских муниципалитетах.
Также на заседании обсуждалась возможность введения смешанной, мажоритарно-пропорциональной системы на выборах в городские и районные советы. Здесь интересна трансформация взглядов губернатора относительно этой темы. В апреле этого года Алексей Островский в интервью темкинской районной газете «Заря» заявлял, что «Выборы местного уровня, такие как в сельских поселениях и районах, где власть близка к жителям, должны проходить строго по мажоритарной системе. Люди должны голосовать за понятных им людей, жителей их поселения, деревни, небольшого городка, где все всех знают». А на вчерашнем заседании, комментируя обсуждаемый законопроект в части формирования представительных органов муниципальных образований, губернатор подчеркнул: «Он предоставляет наибольшие возможности для всех политических сил. И я уверен, что в 2015 году, когда пройдут выборы практически в 2/3 муниципальных образований Смоленской области, все политические силы, поддерживаемые смолянами – и КПРФ, и ЛДПР, и другие партии, получат возможности сформировать свои фракции в подавляющем числе представительных органов муниципальных образований». Новость насчет изменения формата выборов в смоленском горсовете Островский прокомментировал следующим образом: «Я информирован региональным отделением партии «Единая Россия» о том, что, с учетом большинства голосов в Смоленском городском Совете у этой партии, она хочет сделать еще один дополнительный шаг навстречу иным партиям области и создать в следующем городском Совете принцип избрания по смешанной системе: когда будут избирать депутатов не только по одномандатным округам, но также будут представители партий, выдвинутых по списку. Это тоже очевидный успех в демократическом развитии нашей области».
Что же в итоге мы получим? О всенародных выборах мэров придется забыть и свыкнуться с уже ставшей привычной конфигурацией власти глава МО – глава администрации. Тут ничего нового. А вот районный совет теперь будет выбираться напрямую ярцевчанами. Уже менее чем через год – 13 сентября 2015 года.
Игорь Алексеев
Наша справка
Ограничение местного самоуправление – общероссийский тренд
Ранее способ формирования местных органов власти, порядок избрания глав и депутатов решался на местном уровне. Это были полномочия местного самоуправления. Что логично – на местах виднее, как удобнее формировать муниципальную власть. Но весной депутаты Госдумы внесли изменения в 131-й закон о местном самоуправлении, передав полномочия на уровень субъекта РФ. Соответственно, каждый регион должен представить свою систему избрания органов МСУ в муниципальных образованиях, приняв соответствующий закон.
Еще летом подобный закон приняли Подмосковье, Крым, Севастополь и Иркутская область. В Крыму во всех МО 2-го уровня (районы и города областного подчинения) глава выбирается депутатами из своего состава, глава администрации по контракту. В городских поселениях тоже самое, в сельских - один глава, выбирается из своего состава. Районные советы формируются по «ярцевской сенаторской модели». В Подмосковье прямые выборы главы города оставили только в Реутове. Во всех крупных городах и районах (Одинцово, Мытищи, Домодедово) есть глава и сити-менеджер. В некоторых районах глава выбирается, но он только председатель совета. А прямые выборы оставили в самых депрессивных районах. Соответственно, почти во всех райсоветах – «сенаторы». В Москве вообще ликвидировали администрации районов, передав практически все их полномочия управам, встроенным в вертикаль власти. А формальным исполнительно-распорядительным органом стал аппарат совета депутатов. А вот в Иркутской области оставили прямые выборы. Недавно стало известно, что в далекой Сахалинской области мэров городов и глав районов также будут выбирать всенародно.
Политолог Константин Калачев считает, что губернаторы, которые решают оставить в своих регионах выборы мэра, получают определенные политические очки, это подтверждение авторитета и уверенности в себе самого губернатора. По его мнению, выборность мэров оставляют только сильные губернаторы.
ЦИТАТА
Владимир Путин, президент России (19 декабря 2013 года): «Люди должны хорошо знать тех людей, которые становятся мэрами. Я убежден, что мэров надо выбирать»