В марте этого года web-редактор нашего сайта Игорь Алексеев занял второе место в олимпиаде по мультимедийной журналистике, которую проводила Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). В словесных состязаниях – написании эссе на одну из девяти предложенных тем – приняло участие 86 человек. Стоит отметить, что олимпиаде предшествовала организованная на конкурсной основе пятидневная школа журналистики. Подобные зимние школы проходят ежегодно для будущих магистрантов по самым различным направлениям.
Вот что рассказал Игорь о Зимней школе журналистики и олимпиаде:
- С декабря 2013 года начался прием заявок на участие в Зимних школах ВШЭ по различным направлениям. Зимняя школа — это площадка общения для молодых специалистов, желающих достигнуть новых результатов, готовых экспериментировать, выдвигать творческие идеи. При этом НИУ ВШЭ полностью оплачивало расходы на образовательную и культурную программу, проживание и питание участников, трансферы из Москвы до пансионата и обратно.
10-летний опыт работы на Yartsevo.Ru помог составить "проходную" заявку и мотивационное письмо для участия в конкурсе на Зимнюю школу ВШЭ на направление «Журналистика». В результате прошел конкурсный отбор (было отобрано 30 человек из более чем 100 заявок). Занятия проходили на протяжении недели в конце января в подмосковном доме отдыха «Покровское» с утра до вечера, однако оставалось время и на неформальное общение. В течение нескольких дней на Зимних школах у нас были лекции, интерактивные занятия и презентации магистерских программ ВШЭ. Программа была поделена на 3 блока: «Мультимедийная журналистика», «Менеджмент в СМИ» и «Медиапроизводство в креативных индустриях».
Занятия проходили в различных формах: лекции, практические элементы, мастер-классы, групповая работа и тренинги. Атмосфера была очень свободной, все свободно передвигались, сидели, где хотели. В начале каждого блока преподаватели факультета медиакоммуникаций ВШЭ рассказали об особенностях обучения на соответствующей магистерской программе по направлению «Журналистика». Затем обычно проходили практические занятия.
Например, на занятии по мультимедийной журналистике, разбившись на мини-группы по 5-6 человек, нужно было создать медиапроект на одну из предложенных тем. Нашей группе досталась презентация Олимпийских игр в Сочи. Мы рисовали различные плакаты, учились делать мультимедиа-материалы. Нужно было простой текст представить в виде компиляции элементов, расположив нужные элементы на странице интернет-издания: заголовки, видео, аудио, гиперссылки, инфографику, фотографии, комментарии, ссылки на соцсети, похожие ссылки и т.п.
В работе школы приняли участие такие гуру российской журналистики как гендиректор «Бизнес FM» Михаил Бергер, главред «Радио Комсомольская правда» Виктория Сухарева, заместитель руководителя редакции поясного вещания РИА «Новости» Оксана Воинцева. Их мастер-классы были особенно интересными и захватывающими, проходили на едином дыхании.
По вечерам, после ужина, была насыщенная культурная программа. В один из вечеров смотрели фильм об Уотергейтском скандале после президентских выборов в США в 1972 году, показывающий, насколько сильной может быть «четвертая власть», СМИ, в государстве (пресса фактически сыграла ведущую роль в отстранении президента Никсона). В другой вечер анализировали сериалы «Клиника» и «Интерны», обсуждали различия российского и американского менталитета, чувства юмора. Оставалось время и на неформальное общение, различные игры и песни под гитару...
По окончании школы всем выдали соответствующие сертификаты. Уже в Москве была проведена экскурсия «Москва XX века: Добро пожаловать в СССР». Она проходила в виде путешествия по городу на автобусе и пешком на протяжении 3 часов. Мы посетили основные объекты советской Москвы, узнали как принимали школьников в пионеры, сходили в музей советских игровых автоматов, на смотровую площадку на Ленинских горах…
В целом Зимняя школа ВШЭ по журналистике была очень познавательной и увлекательной, мы с пользой провели эту неделю: послушали профессионалов своего дела, попробовали себя в роли сотрудников мультимедийной редакции и познакомились с прелестями журналистской деятельности.
А уже в марте состоялась олимпиада студентов и выпускников в Высшей школе экономики. По профилю «Мультимедийная журналистика» в олимпиаде принимало участие 86 человек из самых разных городов России и СНГ. Нам было предложено написать эссе на одну из девяти предложенных тем. Я выбрал тему «Журналистика. Ренессанс или кризис профессии?» Потом около месяца мы ждали результатов. И вот волнительный момент – результаты известны! У меня 95 баллов из 100 и 2 место, что означает победу в олимпиаде. Было очень неожиданно и приятно…
Победители и призеры получили право поступления в магистратуру на факультет медиакоммуникаций НИУ ВШЭ по направлению «Мультимедийная журналистика» без экзаменов на бюджетной основе. С чем мы, редакция сайта "Все о Ярцеве", и поздравляем нашего web-редактора Игоря! Желаем новых побед и достижений!
Редакция сайта Yartsevo.Ru
Предлагаем вашему вниманию "призовое" эссе Игоря Алексеева на тему "Журналистика. Ренессанс или кризис профессии?"
Ренессанс или кризис профессии?
Сбылась мечта третьего президента США Томаса Джефферсона — у каждого в руках сегодня есть печатный станок. Это ли не гарантия свободы слова? Как изменили профессию журналиста развитие технологий производства и распространения информации?
Ренессанс или кризис профессии журналиста? Думаю, однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Рассмотрим его с разных ракурсов.
Начнем со ставших уже привычными блогов. Безусловно, мы видим множество талантливых блогеров с десятками тысяч подписчиков, которые составляют конкуренцию «классическим» журналистам из Интернет-СМИ. Наиболее важные темы, обсуждаемые в блогах, выносятся на главные страницы поисковых систем наряду с обычными новостями, что свидетельствует об их высокой популярности и высоком общественном запросе. Блоги сегодня во многом формируют информационную повестку дня. Своеобразный взгляд, авторское видение проблемы находят отклик в сердцах многих читателей. Определенная категория пользователей доверяет любимому блогеру больше, чем классическим СМИ, и ни дня не проводит без чтения «уютненькой ЖЖшечки». Такие блогеры, как Антон Носик, Артемий Лебедев стояли у истоков Рунета и во второй половине 90-х создали популярные сегодня сайты (Газета.Ru, Lenta.Ru, Yandex). Рубрика «Блоги» появилась даже в некоторых интернет-газетах и порталах (Газета.Ru, МК). Это отчасти перекликается с рубрикой «Мнения & Комментарии», которая традиционно присутствует в качественных газетах, но имеет свои особенности.
Очень интересной и смелой для госСМИ задумкой стал, на мой взгляд, проект «Ты – Репортер» РИА «Новости». Читатели могли присылать свои новости, обсуждать волнующие их проблемы, творчески подходить к подаче материала и выражать свои мысли в самых разных формах (вплоть до сложения рэп-куплетов на острые темы («RAP-INFO») и пения частушек). Всё это, безусловно, привлекало посетителей сайта и давало мощный толчок к развитию качественной гражданской журналистики. Но этот проект, к сожалению, закрыт в связи с реорганизацией РИА «Новости» в «Россию сегодня», где вероятнее всего, такого не будет (думаю, разница подходов Светланы Миронюк и Дмитрия Киселева очевидна).
Нельзя обойти вниманием и различные краудсорсинговые проекты (хотя многие из них и не связаны с изготовлением информационного продукта). Например, Википедия – свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый, является уникальным источником знаний (а в какой-то степени и новостей, поскольку там есть рубрика «Последние события»). Она – результат гигантской работы тысяч обычных пользователей.
Пользуются услугами читателей и печатные СМИ. Долгое время в «МК» была акция «Покупаем новости за 1000 рублей». Автор интересной новости, которая удостоилась публикации в многотиражной ежедневной газете, получал авторское вознаграждение.
Отдельно стоит отметить неравнодушие части активных пользователей к тому, что происходит вокруг. Последние события вокруг «Дождя» и «Ленты» показали готовность определенной части аудитории спонсировать любимые масс-медиа. Конечно, этого недостаточно для полноценной работы СМИ, но прогресс краудфандинговых проектов налицо. Еще десяток лет назад мысль о жертвовании денежных средств на СМИ вызывала недоумение у большинства потребителей медиа.
Все вышеперечисленные факторы вселяют надежду, что сейчас происходит ренессанс профессии журналиста (не только как пишущего работника редакции, но и как человека, стремящегося изменить общество к лучшему). Хочется верить, что формировать повестку дня у нас будут талантливые, грамотные, принципиальные и объективные люди.
Теперь рассмотрим негативные черты сегодняшней возможности любого человека быть журналистом (образно говоря, когда у каждого есть печатный станок). Все меняется, когда появляется возможность высказаться абсолютно всем. Пессимизм приходит, когда начинаешь читать комментарии на сайтах, где вообще нет регистрации, и все могут писать что угодно. Яркий пример – сайт «МК». К любой злободневной новости или авторской колонке пишется куча комментариев, в которых мало содержательных мыслей (пишут, чтобы высказаться). Поэтому бывает сложно найти действительно ценные комментарии по теме или обоснованную критику позиции автора. Много постов от радикальных элементов (будь то фашиствующие националисты, ультрасталинисты, приверженцы различных конспирологических теорий или откровенные русофобы) и проплаченных комментариев (сейчас их стало поменьше: то ли из-за ухода Кристины Потупчик, то ли из-за других факторов). В этом, конечно, есть определенная опасность, т.к. они (радикалы, проплаченные «хомячки») также формируют общественное мнение.
Оптимального соотношения, в принципе, добились интернет-СМИ, где комментировать можно либо предварительно зарегистрировавшись, либо войдя через аккаунт социальной сети. Такую политику проводят «Газета.Ru», «АиФ». А на «Ленте» вообще обсуждение идет только в социальных сетях, комментарии на сайте закрыты.
Но много бессодержательных, нецензурных комментариев в различных дискуссиях и в социальных сетях. Очень многие опускаются до взаимных оскорблений, переходят на личности, при этом имея только поверхностное представление по сути вопроса.
Однако последние зачистки качественных СМИ (в первую очередь РИА «Новости» и «Lenta.Ru») не способствуют интеллектуальному росту аудитории. Нагнетание агрессии, образ внешнего врага, активно эксплуатируемый в последнее время официальной пропагандой, не способствует качественному изменению аудитории. Причем это характерно не только для России. Популярность «Правого сектора» и «Свободы» на/в Украине – тоже следствие безграмотной политики. Но, к сожалению, наша власть руководствуется сиюминутными, тактическими интересами, пренебрегая стратегическими. Ведь образованный думающий человек не пойдет с булыжниками громить правительственные здания, но регулярно подвергать критике одиозные решения правительства будет…
Еще один минус «всенародного репортерства» - возможность распространения лживой и непроверенной информации. При грамотном вбросе это может иметь большой эффект. Один из таких примеров – якобы имевший место закон о введении всеобщего платного среднего образования в школах, который «вступил в силу» с 01.09.2013. Эта новость мгновенно распространилась по соцсетям, люди активно обсуждали это, не удосужившись проверить правдивость новости. Также никого не смутило то, что в «новости» были искажены данные о численности депутатов, «принявших» этот закон.
Таким образом, нашему обществу еще долгое время предстоит учиться искусству дискуссии, грамотному выражению собственного мнения и взаимоуважению.
Итак, после рассмотрения различных факторов, касающихся участия и вовлечения обычных людей в процесс создания новостей, попробуем, наконец, ответить на вопрос: в журналистике ренессанс или кризис профессии?
Тенденция такова, что журналисты перестали быть монополистами источниками новостей, потеряли монополию на создание новостей. Сейчас читателям мало прочитать, люди хотят обсуждать тему в интерактивном режиме, а отсутствие возможности высказаться под статьей уже вызывает недовольство. Так что СМИ должны интегрировать читателей в процесс выпуска масс-медиа, отвечать последним актуальным запросам.
Все-таки будем оптимистами. Умных и талантливых все равно больше. Будем надеяться, что журналистика будущего и гражданское общество будут взаимно дополнять друг друга, и этот симбиоз принесет большое развитие профессии. Да будет так!
Игорь Алексеев
Наша справка.
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" - государственный вуз, входящий в десятку наиболее престижных университетов России (по различным рейтингам). У его истоков в 1992 году стояли известные экономисты Егор Гайдар, Евгений Ясин, Ярослав Кузьминов, Александр Шохин. В НИУ ВШЭ действует 107 научно исследовательских институтов и центров, 32 научно-учебных и проектно-учебных лаборатории, 15 международных лабораторий под руководством ведущих зарубежных учёных, 28 факультетов и отделений в Москве, военная кафедра, шесть факультетов и отделений в Санкт-Петербургском кампусе, пять в Нижегородском и три факультета в Пермском. В НИУ ВШЭ обучается более 20000 студентов. В НИУ ВШЭ в Москве работают 1910 преподавателей и 889 исследователей. В университете реализуется программа возвращения лучших российских исследователей, защитивших докторские диссертации (Ph.D.) в западных вузах.
Факультет медиакоммуникаций НИУ ВШЭ (с недавнего времени входящий в мегафакультет коммуникаций, медиа и дизайна в качестве департамента) - структурное подразделение университета, осуществляющее подготовку бакалавров по направлению "Журналистика" и магистров по направлениям "Мультимедийная журналистика", "Менеджмент в СМИ" и "Медиапроизводство в креативных индустриях". На факультете работают такие журналисты и эксперты, как Ольга Романова, Александр Архангельский, Михаил Бергер, Анна Качкаева, Людмила Телень, Артур Тарасенко, Виктория Сухарева.