В историко-краеведческом музее города Ярцево открылась выставка учебных и творческих киноэскизов ярцевчанки Евгении Комаровой.
Выпускница ВГИКа два года назад получила профессию художника-постановщика кино и телевидения. Успела поработать с московскими театральными и кинорежиссерами, поучаствовать во многих тематических выставках и конкурсах. В качестве художника-постановщика попробовала свои силы в рекламных роликах. А в качестве художника – в нескольких полнометражных художественных фильмах.
Лучше один раз увидеть
Евгения рисовала с детства, занималась в Ярцевской художественной школе, закончила художественное училище в Смоленске, потом поступила во ВГИК. Именно там, считает она, на очень высоком уровне ведется преподавание живописи и рисунка.
— Мне повезло, — говорит она. – В нашей группе преподавал академик Российской академии художеств, народный художник РСФСР, профессор, член Союза архитекторов и Союза кинематографистов Александр Тимофеевич Борисов. К нему не так-то просто попасть. Настоящий педагог! Он не просто учит быть художником, он воспитывает душу человека. Учит обращать внимание на малейшие детали, на их прорисовку, ведь все они работают на восприятие картины. Объяснять это долго, лучше посмотреть фильмы, в которых он работал художником-постановщиком: «Анна Каренина» (1967-й и 2012 год), «Станционный смотритель», «Чисто английское убийство», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Сто дней после детства», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Небеса обетованные» и другие очень известные и любимые многими фильмы.
Художник-постановщик — это глава коллектива, объединяющего декораторов, костюмеров, гримёров, изготовителей макетов.
Он фактически воплощает в реальность фантазии и замыслы режиссёра. Скажет режиссёр, что ему нужна давящая атмосфера в помещении — и художник должен предложить сначала эскизы, потом макет. По сути, художник-постановщик активно занят творческой работой до начала фильма, а во время съёмок его основная забота, чтоб воплотили именно так, как было задумано.
Но самой Евгении нравится быть скорее художником, чем постановщиком.
Творческая душа
На выставке представлены учебные работы, которые выполнялись еще во ВГИКе, и те, которые были сделаны непосредственно для съемок. Есть и такие конкурсные работы, как эскиз платка, выполненный в стиле «а-ля рус». По ткани пущен рисунок в советском конструктивистском стиле с элементами соцреализма. Это мужские и женские фигурки косарей. Ничего особенного, но настолько свежая и до сих пор никем не использованная тема в одежде, что этот эскиз занял первое место в международном конкурсе дизайна городского платка.
Много эскизов концептов. Это изображение какой-нибудь сцены, где акцент делается не на персонаж, а на окружение (комната, улица, часть здания). На основе таких картинок обычно и строятся декорации.
Представлены также эскизы учебных работ. Например, по произведению Шекспира «Король Лир» они стилизованы под средневековые рисунки, которые встречаются в книжных миниатюрах, на гобеленах. Идею Евгении подсказал знаменитый ковер из Байе — памятник средневекового искусства, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной всего 50 сантиметров и длиной почти 70 метров, который изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. Материалы художница взяла нетрадиционные – стеклообои и уголь.
На центральной стене – серия эскизов в технике компьютерной графики по произведению писателей-фантастов братьев Стругацких «Малыш». Здесь и интерьер разбитого космического корабля, и вход в пещеру, и конструкции непонятного происхождения, вылезающие из грунта.
Евгении нравится фантастика, возможности для творчества здесь – безграничны.
Скоро на большом экране
И, конечно же, на выставке представлены работы, которые были сделаны непосредственно для художественных фильмов. Скоро выйдет на экраны подростковый фильм «Источник» Надежды Витальской. Евгения Комарова выполняла иллюстрации для древней книги, к которой на протяжении всего фильма делаются отсылки. По сценарию – книга старинная и очень большая. Три десятка рисунков распечатывались, вклеивались, бумага протиралась наждачкой, заливалась грязной водой, — словом, фактурилась.
— В кадре – картинка из книги, потом картинка оживает и вот уже не нарисованный герой плывет по реке, а настоящий, — рассказывает о фильме Евгения. – Фильм о том, как по воле судьбы встретились абсолютно разные люди: у одного — все деньги мира, у другой — все чудеса мира. Иван, типичный житель современного мегаполиса, посетитель модных клубов, прожигатель жизни. Алёна, юная красавица, живёт в лесу, пока ещё не тронутом цивилизацией, в гармонии с собой и природой. И обернуться эта встреча может как красивой историей любви, так и катастрофой. Всё зависит от сложного выбора, который придется сделать главным героям.
Фильм о художниках
Более трех месяцев провела Евгения на съемках художественного фильма режиссера Александра Митты «Шагал — Малевич», где работала ассистентом художника. В картине показан творческий конфликт. Оба художника — авангардисты, оба со временем войдут в число самых дорогостоящих художников XX века. Но Шагал пытается совместить новые направления типа кубизма и наивного искусства с классикой, а Малевич с его геометрическими композициями, черными и красными квадратами ощущает себя богом, творящим новый мир, и призывает сбросить прежнее искусство с корабля современности.
На ярцевской выставке также представлены фотографии декораций и композиций, которые были использованы в фильме. Вывески делались для оформления еврейского квартала в Витебске, где жил художник Марк Шагал. За основу идеи взяты картины этого живописца, где он изображал деревню. Евгения вспоминает:
— Рядом с Витебском специально для съемок была построена деревня: десяток домов, один из которых был игровой — отделан изнутри. Это был дом Шагала. Для оформления интерьера была взята его картина «День рождения». В комнате тоже присутствовал красный пол, ковер на стене, который мы рисовали, скатерть такая же, шторы, покрывало и даже вазочка для цветов. В самом Витебске также проходили съемки, и центральные улицы с их брусчаткой были засыпаны песком, копиями картин художников закрывались все современные здания и рекламные щиты. Это была хорошая школа для меня, я столько никогда не рисовала!
Жизнь – это любовь!
Евгения еще не знает, продолжит она работу в кино или станет художником в иной сфере. Пока она отсылает свое портфолио на отечественные киностудии, которых сегодня немного. Выбирает тему, иллюстрирует ее и предлагает режиссерам. В свободное время любит читать, смотреть кино, рисовать. Любимые фильмы: «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Покаяние», «Древо желаний» и «Мольба» Тенгиза Абуладзе, «Смерть в Венеции» Лукино Висконти, в которых, по мнению Комаровой, великолепно исполнена работа художников-постановщиков.
Любимый писатель — Андрей Платонов. Девушка очень любит иллюстрировать произведения Аркадия и Бориса Стругацких.
А любимых художников, творящих в разных жанрах, — много. Это Венецианов, Сорока, Попков, Васнецов, Пластов, Магритт, Дельво, Рембрандт и многие другие. Евгения учится у них видеть мир, любить его и передавать через собственное восприятие с помощью живописи.
Евгения открыта и общительна, скромна и любознательна, она с удовольствием рассказывает о своем творчестве всем, кто интересуется живописью, кому интересна «кухня» кино. Ее выставка продлится до конца июля, так что спешите — время быстротечно… Сегодня оно не течет, как циферблаты Сальвадора Дали, а, скорее, летит, как герои картин Марка Шагала.
текст: Светлана Кривенко
Материал газеты "Вести привопья"