Автожи́р (от греч. αύτός — сам и γύρος — круг) — винтокрылый летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободновращающегося в режиме авторотации несущего винта.
Автожир – греческое слово, звучащее на французский манер.
Другие названия автожира — гироплан (этот термин официально используется FAA), гирокоптер (терминология Bensen Aircraft[en]).
Автожиры были изобретены в 1919 году испанцем де ла Сиервой. Сделать это, по легенде, его побудила гибель его друга в самолете. Причиной катастрофы стало сваливание (потеря скорости и потеря подъемной силы и управляемости). Именно желание сконструировать ЛА, не боящийся сваливания, и привела его к изобретению автожира.
"Человечеству необходим сверхлегкий и дешевый летательный аппарат - СЛА, не отстающий от автомобилей по уровню комфорта, дальности хода, расходу топлива и прочим техническим характеристикам. Этот аппарат- АВТОЖИР - должен быть крайне надежен и прост в управлении. А главное, АВТОЖИР должен быть безопасен, настолько, насколько это вообще возможно. Иначе на АВТОЖИРЕ будут летать только адреналиновые наркоманы и профессиональные пилоты, остальные предпочтут ползать по земле-матушке."
Именно этому в полной мере отвечает АВТОЖИР, использующий авторотирующий несущий РОТОР АВТОЖИРА как парашют. Если у вертолета откажет мотор, пилоту необходимо переключить несущий ротор на авторотацию, а АВТОЖИР всегда летит в данном режиме! Авторотация - это самовращение РОТОРА АВТОЖИРА при обдуве его воздухом, когда плоскость вращения РОТОРА АВТОЖИРА лежит под малыми углами к горизонтальной плоскости по отношению к обдуваемому его воздуха . Чем выше скорость ветра, тем сильнее вертится РОТОР АВТОЖИРА и увеличивается его подъемная сила, направленная вверх. В зависимости от веса СЛА и конструкции РОТОРА АВТОЖИРА полетные обороты РОТОРА АВТОЖИРА состовляют больше 300 об./мин.
Интересно отметить, что по безопасности это единственный тип летательного аппарата, на котором никто никогда не устанавливает парашютную спасательную аппаратуру.
Итак, довольно технических подробностей! К чему всё это говорилось? А к тому, что два ярцевских энтузиаста, отец и сын Каленики, построили своими руками этот летательный аппарат. По их просьбе Евгений Казекин произвёл съёмку ролика об этих удивительных людях и их полётах. Как знать? Может быть мы присутствуем при рождении ярцевского авиапрома…
Мы мало что знаем об этих ярцевских Кулибиных, но постараемся рассказать в дальнейшем подробнее. А пока, давайте посмотрим испытания аппарата близ деревни Капыревщина.
Юрий Бухалов