Теплоход «Смолянка» снят с регистра речных судов России. Единственный теплоход на российском участке Днепра скоро отправится в Могилев. Между тем, Правительство России своим недавним постановлением предписало субъектам РФ развивать внутренний водный транспорт. Как поручение Правительства выполняется в Смоленской области? По мнению экипажа корабля, основная проблема в том, что смоленские областные власти не хотят признавать Днепр судоходным. Хотя по законодательству это именно их прерогатива.
Два года назад появилась надежда, что судоходство по Днепру все-таки будет возобновлено. Летом 2014 года Беларусь и Смоленская область обсуждали восстановление пассажирского судоходства между Смоленском и Оршей. Об этом в прессе тогда официально заявлял заместитель начальника управления морского и речного транспорта министерства Республики Беларусь Александр Захаренко. Но, увы, этим планам почему-то не суждено было сбыться.
Очередные надежды возникли и в конце февраля этого года, когда Правительство РФ утвердило "Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года” . Основная цель Стратегии – создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный и обеспечение роста конкурентоспособности водного транспорта, повышение его доступности и качество его услуг.
В этом документе, подписанном премьер-министром Д.А. Медведевым, говорится: "Приоритетное использование внутреннего водного транспорта в транспортной системе России обеспечит оптимизацию средств федерального бюджета на развитие транспортной инфраструктуры при удовлетворении растущего спроса на перевозки, будет способствовать улучшению экологии регионов, созданию резервов пропускной способности наземных коммуникаций, снижению транспортной составляющей в цене товаров.
Развитие внутреннего водного транспорта обеспечит значительный социальный эффект. Создание новых рабочих мест, обусловленное ростом грузовых и туристических потоков на территории Российской Федерации, не только снизит затраты государства на пособия по безработице, но и увеличит поступления от социальных налогов. Увеличение занятости населения также повлечет увеличение спроса на потребительские товары и услуги. Тем самым рост занятости окажет существенный положительный мультипликативный эффект на развитие экономики Российской Федерации. Развитие деятельности, связанной с перевозками пассажиров на туристских маршрутах, позволит увеличить туристический поток в Российскую Федерацию и повлияет на все смежные туристические отрасли”.
Но, судя по всему, планы российского правительства по развитию внутреннего водного транспорта совершенно не интересуют чиновников смоленской областной администрации. Только этим можно объяснить то, что до сих пор нет решения областных властей о судоходстве на реке Днепр. Неужели администрация Смоленской области и губернатор Островский собираются саботировать правительственную программу?
Тем временем, единственный на российском участке Днепра теплоход "Смолянка” готовится к отплытию в Республику Беларусь. Вот, что нашей редакции рассказал капитан корабля Валерий ГОЛУБЕВ:
– Недавно открылась навигация, и мы сделали пробный рейс. Выяснили, что теплоход "Смолянка” в полном порядке, все работает отлично. Но две недели назад наш кораблик был снят с регистра речных судов России. Хозяин теплохода Сергей Николаевич Астапенков устал бороться со смоленскими чиновниками из областной администрации, и принял решение перебазировать судно обратно в Республику Беларусь, где оно и было когда-то куплено. В Москве уже все документы оформлены, теперь оформляются документы в Беларуси и идут переговоры с белорусами о месте стоянки, а также о туристических речных прогулках. Так что "Смолянка” с новым экипажем и под новым именем будет работать теперь в Могилеве, где тоже протекает Днепр.
Кстати, наш теплоход был единственным кораблем в России, который ходил по Днепру.
Нам, бывшему экипажу "Смолянки”, если честно, очень обидно, что все так закончилось. Мы подсчитали, что за два летних сезона 2008-2009 годов наш небольшой кораблик перевез 23 тысячи человек. Буквально несколько дней назад к нам обратились смоленские студенты-архитекторы, которые попросили нас прокатить по реке, чтобы сделать снимки с воды для своего диплома. Они сейчас делают дипломный проект о развитии инфраструктуры речного туристического кластера на Днепре. У них там запроектированы и речной вокзал, и пристань, и пляжи, и различные места отдыха. Ребята хотят полностью облагородить Днепр в черте Смоленска. Очень красивый проект. Жаль только, что смоленским чиновникам он не нужен. Ведь мы хотели сделать почти тоже самое. Но, увы, областные власти нас почему-то не стали слушать.
Материал по теме: Где-то тут заканчивается Смоленск Когда-то наши предки говорили, что Смоленск начинается с Днепра. Во все века великая русская река… → Мы прекрасно понимаем, что один наш теплоход – не решение проблемы. К тому же он большой прибыли не приносит, так как работа на нем возможна только, когда открыта навигация. И хотя летом желающих прокатиться по Днепру было много, но все равно заработанных денег хватало только на топливо, содержание корабля, техосмотр и зарплату экипажа. Поэтому мы предлагали подойти к проблеме комплексно: создать уникальный туристический проект, который бы пользовался популярностью у смолян и гостей города. Мы могли бы построить небольшую пристань на набережной, сделать кафе, плавучий ресторан и так далее. И наша фирма "Днепровский фарватер” готова была вложить в это средства. Но этого мы сделать не можем без решения областных чиновников.
У нас имеется обширная переписка с администрацией области об открытии туристического маршрута на реке Днепр. В этих документах они нам отказывают под предлогом того, что Днепр не внесен в реестр судоходных рек России. Но это говорит нам, специалистам, только одно – в областной администрации нет компетентных людей, которые разбираются в вопросах судоходства. Многие российские реки не внесены в этот реестр, но при этом являются судоходными. Ведь вопросы судоходства на реках определяются только решением субъекта федерации. В Орле, Липецке и Брянске реки не внесены в этот реестр, но судоходство по рекам там есть – так решила местная власть. Даже в Петербурге популярные у туристов речные каналы и Нева не внесены в этот реестр, однако судоходство там есть. Потому что администрация Ленинградской области так решила. Так почему же наша областная администрация этого не может сделать? У нас сложилось впечатление, что смоленские чиновники почему-то не хотят заниматься развитием судоходства на Смоленщине.
Владелец теплохода Астапенков встречался с губернатором Островским несколько раз. Во время последней встречи, которая проходила недавно, Островский прилюдно сказал: "Пока я здесь – судоходства не будет”. Мы не знаем в чем причина такого негативного отношения губернатора к этой важной проблеме. Вполне возможно, дело в том, что когда-то нас поддерживал его предшественник С.В. Антуфьев. Но нам эти подковерные игры совершенно неинтересны, так как мы делали, как нам казалось, нужное дело – пытались возродить судоходство на Днепре.
Поэтому мы решили, что пока нам областные власти не дадут официального разрешения, мы не будем вкладывать деньги. Ведь иначе нас могут снова закрыть. А зачем нам такая радость?
Дмитрий Тихонов