Евгений Иванович Данилевский |
1 апреля 1928 год родился Евгений Иванович Данилевский (г. Ярцево, Смоленская губерния) - живописец-монументалист.
В 1944-46 гг. учился в Художественной школе при Киевском художественном институте. В 1946-52 гг. обучался на факультете живописи Харьковского художественного института в батальной мастерской академика П. И .Котова (дипломная картина - "Проба стали").
С 1952 года работал в Москве над монументальными произведениями для ВДНХ, в комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР. Член Союза художников СССР (1958). С 1962 года работает в Студии военных художников им. М.Б.Грекова. Несколько лет работал над серией натурных портретов студийцев, которые явились основой для большого группового портрета художников Студии ("Грековцы"). Данилевский - один из ведущих мастеров исторического жанра в искусстве 1960-90-х гг. В его творчестве нашли отражение многие события героической истории нашей Родины. К 600-летию Куликовской битвы им создан живописный триптих "Поле Куликово".
Известен как мастер-монументалист. В 1967 году принимал участие в восстановлении диорам Ф.Рубо "Бородинская битва", за что был награждён золотой медалью им. М.Б.Грекова. В числе известных его монументальных произведений диорамы "Штурм крепости Измаил войсками Суворова в 1790 году", "Штурм Берлина", "Взятие крепости Оса Пугачевым" и др. Заслуженный художник РСФСР (1978). Народный художник РСФСР (1985). В 1998 году награждён дипломом и медалью «Достойному» Российской Академии художеств. Скончался Евгений Иванович 28 августа 2010 года. Его произведения находятся в Музее Москвы, Музее Великой Отечественной войны, Центральном музее вооружённых сил, Государственной Третьяковской галерее, других музеях России и СНГ, а также в частных собраниях России, Англии, Германии, Италии, Кипра, Польши, США, Франции, ЮАР.
Неисповедимы творческие судьбы, и Евгений Данилевский, очевидно, в любом случае стал бы художником. Однако... Не будь той эвакуации в Красноярск в первые военные годы, Дома-музея В. И. Сурикова и художественной школы при нем, может быть, и не было бы в творчестве уже зрелого художника Данилевского монументальных исторических картин из цикла "Куликовская битва" и эпических по своему замыслу и звучанию диорамных полотен "Штурм крепости Измаил войсками А. В. Суворова" или "Взятие крепости Оса Пугачевым". Быть может, тот "суриковский дух", который царил в школе и во всей атмосфере сибирского города, был для эвакуированного смоленского мальчишки, страстно любившего рисовать, главной точкой опоры для жизненного выбора. Суриков мысленно присутствовал во всем, что касалось большой, почти невероятной для тех трудных лет мечты - стать художником. Он присутствовал и в первых ученических этюдах, и в рискованной поездке без билета на крыше вагона в тогда еще прифронтовой Киев, в школу при Художественном институте, куда по посланным рисункам его приняли сразу в 9-й класс. Но подлинные живописные открытия пришли не сразу, и они были для Данилевского, поступившего в Харьковский художественный институт, связаны с прекрасным педагогом, академиком живописи П. И. Котовым. Как важен в жизни каждого начинающего художника переход от мечты, от влюбленности в художественную манеру того или иного великого живописца к постижению собственной творческой индивидуальности! И в этом становлении для Данилевского личность П. И. Котова, блистательного тона-листа, сыграла решающую роль. Котов всегда бывал недоволен, когда ученики писали свои постановки "натурально" (чем ближе к натуре - тем лучше!), хотя это было традиционным для тех лет. Он стремился дать представление о том, что такое художественность, прежде всего через тональное восприятие живописи. Евгений Данилевский утверждает, что его отношение к цвету, тону, желание "соткать" живопись, сделать тональную растяжку от 1 до 10 (градаций) - все это идет прежде всего от П. И. Котова. "Педагог он был удивительно своеобразный,- вспоминает художник.- Если ему не нравилась моя постановка, то ему было легче объяснить не словами, а делом. Он брал в руки кисть и писал прямо на моей работе самое трудное место, к примеру, руку, и делал он это чудесным образом, виртуозно. Такая наука была самой наглядной и поучительной. Я убежден, что именно в Котове, в этом удивительном художнике-тоналисте, начинаются мои истоки, мое понимание и ощущение живописи". Котов был портретистом и в значительной степени живописцем батального жанра. Сам ученик известного баталиста Н. С. Самокиша, он обращал особое внимание на учеников, имеющих способности в одном из наиболее сложных жанров живописи. Естественно, что педагогическая деятельность Котова во многом определила творческую ориентацию Данилевского. Но его дипломом стала не батальная картина, а полотно на производственную тему, что вполне отвечало требованиям времени. "Проба стали" - так называлась дипломная картина, которая была представлена в 1952 году на Всесоюзной выставке дипломных работ выпускников художественных вузов страны, где имела большой успех и вместе с тем стала поводом для дискуссий достаточно шумных, по выражению самого автора картины, "вполне скандальных". Здесь скрещивались самые категорические мнения молодых художников и критиков, Из этих споров родилась дружба Данилевского со многими московскими художниками, в основе которой были заботы и тревоги о судьбе советского искусства, уже тогда рвавшегося из тенет пресловутого "реализма" 50-х годов. Собственно, картина "Проба стали" для Данилевского стала первой значительной пробой себя как художника, и хотя с профессиональной точки зрения она была вполне благополучной, он остался недоволен собой. В последующих работах художник стремился оторваться от иллюстративной назидательности, все более усложняя живописные задачи, пытаясь сделать картину интересной не только по теме, но и по своей художественной значимости. В начале 1960-х годов Данилевский был приглашен для работы в творческий коллектив Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Достаточным основанием для этого были несколько серьезных тематических картин, среди которых две выделялись своеобразием раскрытия военной темы - "Снова на родной завод" и "В трудные годы". Данилевский довольно быстро завоевал авторитет в среде своих коллег - художников Студии. И не только потому, что картины его всегда с успехом проходили самые взыскательные художественные советы и были всегда интересны по замыслу и оригинальности воплощения военной тематики. Дело в том, что с самого начала определилась в нем существенная для художника черта - максимальная требовательность к себе. Постоянное недовольство собой было мучительно для художника, но в результате всегда появлялось серьезное и красивое по живописи произведение. Уже тогда заметили у Данилевского еще один чудесный дар: за один короткий сеанс, а иногда и без него, только по памяти, он мог создать замечательный по точности характеристики этюдный портрет своего товарища. Сейчас эта галерея портретов, как память о молодых студийцах, приобрела еще и ценность историческую. Годами собиравшийся уникальный этюдный материал был реализован художником много лет спустя в замечательном произведении. Групповой портрет художников Студии "Грековцы" - по сути, тематическая картина о преемственности традиций в уникальном творческом коллективе - складывается из десятков интереснейших портретных характеристик. Во внешнем облике каждого изображенного на картине художника (по замыслу автора, на происходящий художественный совет собрались грековцы всех поколений) искусным образом переданы не только индивидуальные внешние черты, но, главное, мысли и чувства, пронесенные через всю творческую жизнь в коллективе. Точно наблюдены в жизни и соединены композиционно в картине группы художников, наиболее близких друг другу; тактично и доброжелательно определено место каждого. Внутренняя связь между изображенными людьми определяет общую композицию, которая оставляет у зрителя чувство удовлетворения содержательной умной беседой. Может показаться странным, что, не представив творчества художника в целом, мы сразу уделяем так много внимания одному из его новых произведений. Но это вызвано тем, что именно оно во многом показательно для творчества Данилевского, поскольку передает не сиюминутность впечатления, а как бы взгляд на происходящее с временной дистанции и раскрывает явление в его историческом развитии. Историзм мышления является определяющим принципом в творчестве Данилевского, над какой бы темой он ни работал. Сегодня Данилевского по праву называют историческим живописцем, хотя сам художник намерен спорить с таким, как ему кажется, однозначным определением его творческого кредо. Действительно, тематический круг его работ чрезвычайно разнообразен. Много внимания отдает художник работе над историко-революционной темой. Неповторимую атмосферу эпохи, взволнованность непосредственной встречи молодых красноармейцев с Лениным передают картины Данилевского. "На защиту республики" и "Выступление В. И. Ленина перед выпускниками высших кавалерийских курсов 7 ноября 1920 года". Обе эти работы примыкают к той сложившейся в советской живописи традиции, в соответствии с которой Ленин изображен среди народа как оратор, и в его образе как бы концентрируются воля и энергия тех, кто внимает его словам. Совсем иной подход обнаруживает художник в картине "Разговор по душам". Ее камерность - Владимир Ильич изображен в кругу крестьянской семьи - открывает черты Ленина-человека, которому близки и понятны заботы простых людей. Художник владеет широкой палитрой передачи различных граней характера вождя революционных масс. В его картинах кет трафаретности в решении сюжета, в каждой из них предпринята попытка поиска нового ракурса раскрытия ленинской темы. Великая Отечественная война, ставшая уже историей,- тема, для художников Студии имени М. Б. Грекова наиболее разработанная, и в ее образном решении картинам Данилевского принадлежит особое место. В канун 40-летия Победы художник представил на суд зрителей сразу несколько крупных полотен, которые свидетельствуют о его серьезных творческих исканиях: "Малый театр - фронту", "По рейхстагу", "Победа". Что касается двух последних (они непроизвольно дополняют друг друга и, независимо от авторского намерения, воспринимаются как парные полотна), то можно сказать, что художник обладает большой смелостью, беря за основу своих картин сюжеты, ставшие уже традиционными. Немало классических полотен советской послевоенной живописи, в том числе и картин грековцев, было посвящено именно заключительному этапу сражений в Берлине, и в этом была известная опасность повториться. Однако Данилевский всегда имеет в своем творческом арсенале то единственное, что принадлежит именно ему. Поэтому в картине "Победа" звучат, быть может, не столь торжественные триумфальные ноты, как в других известных работах. В ней больше лирической проникновенности, ощущение светлой человеческой радости и добрых надежд, связанных с Днем Победы, буквально пронизывает живописную структуру холста. Данилевский нашел здесь новый смысловой ход, сумел увидеть неожиданные ракурсы в композиции и воплотить задуманное на полотне неброской, но поразительно красивой живописью. Картина "Малый театр - фронту" не несет значительных обобщений. В ней отражен частый эпизод военной поры. Но она представляет интерес как образец сюжетно-событийного произведения, в котором даны развернутые портретные характеристики конкретных людей. "Малый театр - фронту" - такое название носила в годы Великой Отечественной войны авиаэскадрилья, построенная на средства артистов Малого театра. На полотне изображен момент передачи боевых машин летчикам - старшим лейтенантам В. Мелихову и А. Батизату. С добросовестностью исследователя воспроизвел художник на холсте облик этих героев, громивших впоследствии на этих самолетах фашистов в Восточной Пруссии. Просто и естественно, без ложного пафоса изображены художником присутствовавшие на церемонии передачи эскадрильи выдающиеся актеры Малого театра - А. Яблочкина, В. Рыжова, Е. Турчанинова, В. Пашенная, П. Садовский, Е. Гоголева, М. Царев, Н. Анненков... Изображения любимых актеров классического русского театра, чрезвычайно правдивые, узнаваемые, приковывают внимание зрителя, увлеченного сюжетной стороной происходящего. Но это не удовлетворяет художника, и он сразу же после завершения работы создает еще один вариант картины, желая выдержать в ней более напряженный "военный колорит". Желание художника добиться большей выразительности вполне понятно. Хотя нам представляется, что в повествовательности картины, от которой в новой работе намеренно уходит художник, заключалась ее сильная сторона. Впрочем, и этот вариант картины трогает жизненностью, ненадуманностью ситуации, мастерски переданной художником, и остается в ряду лучших сюжетно-тематических картин грековцев. Не станем перечислять все картины художника о войне - многие из них хорошо известны зрителям по республиканским и всесоюзным выставкам. Есть и такие, которые в силу значимости темы получили большую известность, но самим автором записаны в ряд "несостоявшихся". Не часто приходится встречаться со столь строгой взыскательностью, и потому отдадим ей должное уважение. Однако, возвращаясь к ранее сказанному, попытаемся объективно оценить область наибольших творческих удач Данилевского и, несомненно, увидим, что это - историческая картина, будь то диорама или станковое полотно. Здесь со всей искренностью и страстью реализуются творческие возможности художника: во всей полноте раскрываются глубина и ясность исторического мышления, достигаются четкость композиционного строя полотен и мелодичное живописное звучание. Народная освободительная борьба на Руси, победа русского оружия - эти темы прежде всего привлекают Данилевского как военного художника. К 600-летию Куликовской битвы им были написаны три полотна, объединенные единым пафосом героической темы, каждое из которых имело неповторимо индивидуальное решение. По своему пластическому и цветовому решению картина "Битва на реке Воже" звучит как первый аккорд большой симфонии народной борьбы: еще до поля Куликова в рязанских землях русская рать давала достойный отпор вражеским ордам. Центральное полотно триптиха "К полю Куликову", чрезвычайно гармоничное по цвету, производит впечатление старинной фрески, где не столько стилизованный дух былинности, сколько подлинность художественной правды заставляет зрителя воспринимать далекое прошлое как переживаемую реальность. Здесь главное место занимает образ величавого, полного сдержанной силы князя Дмитрия, ведущего ратников из белокаменной Москвы к полю Куликову. Мажорно звучат контрасты белого, красного и тончайших градаций зеленого цвета, из которых как бы соткана вся картина. Полотно "Куликовская битва", построенное на динамичных ритмах сражения, воспринимается как финал симфонии. Художник отказывается в картине от традиционного "триумфального" решения и, следуя исторической правде, показывая противоборство сил, сошедшихся в жестокой рукопашной схватке, в момент предельного напряжения. Невольное сравнение этого триптиха с музыкальным произведением возникает от цельности авторского замысла, заключенного в гармоничную живописную форму. Интересно и то, что каждая из этих картин, воспринявшая идейно-художественный импульс двух других полотен, может жить вполне самостоятельной жизнью. Когда Данилевскому была предложена работа над диорамой "Штурм крепости Измаил войсками А. В. Суворова в 1790 году", он уже не был новичком в этом жанре живописи. За спиной был опыт восстановления панорамы "Бородинская битва" - ему было доверено совместно с коллегами по Студии возрождение этого шедевра русской батальной живописи. Познание секретов панорамно-диорамного искусства на примере панорамы Ф. А. Рубо явилось для него, как и для других студийцев, лучшей школой мастерства. Затем была первая самостоятельная работа над диорамой "Декабрьское вооруженное восстание 1905 года в Перми", где, с одной стороны, опыт обрел свои зримые формы, с другой - обнаружился, постигаемый только в самостоятельной работе, дефицит знания некоторых законов этого сложного жанра. К работе над новой диорамой для Измаила Данилевский пришел уже во всеоружии опыта и мастерства. Он разработал замысел этого крупноформатного полотна до малейших деталей композиции и воплотил его в живописном эскизе, легшем практически без изменения в основу будущей диорамы. Соавтором в работе над полотном диорамы Данилевский пригласил своего товарища по Студии художника В. Сибирского. Диорама "Штурм Измаила" явилась принципиально новаторской в смысле изменения традиционных размеров. Вместо ленточной вытянутости диорама Данилевского и Сибирского как бы выросла в высоту 8мХ20м. Это было продиктовано желанием художника показать характер сражения на дальних и ближних планах. Штурм крепостных стен Измаила был одной из величайших военных операций, осуществленных А. В. Суворовым. Художники избрали кульминационный момент боя за крепость, видя свою задачу в том, чтобы воспроизвести одновременно и самое горячее место схватки и всю тактическую картину штурма. Несколько композиционных узлов, ритмически организованных таким образом, чтобы зритель был подчинен ходу авторской мысли, сделали эту задачу разрешимой. В центре диорамы за глубоким рвом, который является линией раздела холста и предметного плана, изображен могучий двухъярусный бастион. Его штурмом на приставных лестницах осаждают российские солдаты. Левее, в глубь холста, в перспективном сокращении изображены неприступные стены, к которым устремлен поток атакующих гренадеров. Еще левее на холме видна группа всадников во главе с Суворовым, руководящим действиями войск. Правая часть диорамы показывает ту сторону крепости, которая вплотную подходит к Дунаю, и здесь открывается прорыв в пространство реки с челнами и парусниками, приближающимися к турецкому берегу. Такое композиционное построение позволило художникам дать картину штурма во всем его пространственном размахе. Главное же, выбранный угол зрения позволил увидеть не парадные аспекты баталии, а ратный подвиг русского солдата в самом коротком к нему приближении. При общей картине стремительности штурма, которая прочитывается в этой динамичной композиции, выделяются своей выразительностью отдельные эпизоды боя и фигуры суворовских чудо-богатырей. С точки зрения живописи, диорама поражает красочностью, в отдельных местах - тончайшей красотой колористического решения. Эта "красивость", возможно, вызовет чем-то упрек. Но в данном случае внешняя эффектность не является доминирующим качеством. Она сообщает полотну ту самую художественную зрелищность, без которой искусство диорамы превратилось бы в обычное наглядное пособие. Историческая достоверность и реалистическое ощущение натуры, положенные в основу замысла диорамы, определили ее высокий художественный уровень. "Штурм Измаила" по праву можно назвать одним из наиболее интересных современных произведений этого жанра. Успех диорамы был для Данилевского важным моментом в утверждении и отстаивании его творческих принципов. Убедительность пространственно-иллюзорного эффекта самого полотна, при минимальном вспомогательном значении предметного плана, где удалось избежать множества бутафорских атрибутов и тем более муляжей, то есть предпочтение живописного решения всякого рода вещественным дополнениям выявляло в его методе последовательное развитие творческого метода русской классической школы панорамно-диорамного искусства. Эти принципы Данилевский отстаивал и в дальнейшей работе над диорамами "Штурм Берлина" и "Взятие Будапешта советскими войсками в 1945 году", также выполненными в соавторстве с В. Сибирским, и в еще большей степени - в диораме "Взятие крепости Оса Пугачевым", которая воспринимается как произведение большого эпического звучания. Как нигде ранее, в этой диораме проявились неповторимое своеобразие живописной трактовки планов, свойственное именно Данилевскому, тональная вибрация цветовых масс на полотне, колоритность и неповторимая индивидуальность созданных образов. Здесь в полной мере расцвел талант художника, соединившего в своем творчестве проницательность исторического исследователя и мастерство живописца. Давая общую оценку творчеству Данилевского, невольно выделяешь масштабные по замыслу вещи, такие, как названные выше станковые картины и диорамы. И это понятно, ведь именно в подобных произведениях определяется умение мастера аккумулировать свой социальный и художественно-исторический опыт. Но как ни удивительно, сам Данилевский, будучи признанным мастером картины и диорамы, большее предпочтение отдает этюду. Для него работа над этюдом - праздник души, всегда приносящий творческое удовлетворение. Этюды художника никогда не страдают ординарностью. Солнечные, с итальянским сфумато этюды Рима или трогающие щемящей грустью среднерусской полосы этюды Поленово поэтичны и музыкальны, как маленькие виртуозные пьесы. Музыкальность ощущения мира - в природе творчества художника Данилевского. Меняют ли свою форму облака на небе, возносятся ли ввысь стволы деревьев, плывет ли волнами по долине туман - всюду слышится художнику мелодия всего сущего на земле. Ощущение себя в общей гармонии мира и порождает столь выразительные, музыкальные в своем живописном звучании этюды. Невольно думаешь о том, как сочетаются в одном творческом характере блистательное мастерство баталиста с его монументальным размахом мысли и лирическая проникновенность мастера малых станковых форм живописи?! Для Евгения Ивановича Данилевского в этом противоречии заключена вся тайна его творческой жизни. Будь то большая историческая картина или крошечный этюд, он идет в своей работе путем максималиста - через сотни сомнений, духовных падений и взлетов. Этот тернистый путь он выбрал сам, для того чтобы не сбиться с дороги, чтобы в своем творчестве всегда оставаться самим собой. И потому его произведения - и большие и малые - всегда немного автобиографичны, в них остается частица души художника, и всякий раз, встречаясь с новой его работой, мы с радостью узнаем: "Да, это - Данилевский!". Татьяна Скоробогатова, 1989 г.
|
Посети страницу ООО "Металообработка", переходи по ссылке https://www.yartsevo.ru/metalloobrabotka.html
Соляная пещера служит прекрасной профилактикой вирусных инфекций, аллергии, снимает стресс, повышает иммунитет и улучшает общее состояние организма. Посещение соляной пещеры по предварительной записи по телефону 8-930-306-80-50
Подробнее при переходе по ссылке https://www.yartsevo.ru/otryv.html
http://www.yartsevo.ru/liliya_flowers.html
Подписывайтесь на нашу группу в ВК Сеть Цветочных Магазинов "Лилия" г. Ярцево