В Ярцеве работает пункт консультативной помощи родителям в вопросах образования и воспитания детей. Автономная некоммерческая организация «Центр помощи семьям и детям «Горизонт» (Центр «Горизонт») действует с 2017 года при реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки». А в августе уходящего года «Горизонт» начал работу по реализации на территории Смоленской области федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в рамках национального проекта «Образование».
На базе Центра была создана региональная служба психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям несовершеннолетних). В ее составе открыты пункты консультативной помощи в Демидовском, Вяземском, Кардымовском, Сафоновском, Ярцевском, Рославльском, Дорогобужском, Починковском, Гагаринском и Хиславичском районах. В нашем районе консультативный пункт действует с сентября текущего года в здании отдела социальной защиты населения по адресу: улица Краснооктябрьская, дом 30, кабинет 12.
О работе ярцевского пункта консультативной помощи нам рассказала его руководитель Елена Ярошенко.
— Елена Эдуардовна, какие задачи решает проект «Поддержка семей, имеющих детей»?
— Цель данного проекта – помочь семьям с детьми, создать условия для повышения родительской компетентности в вопросах образования и воспитания детей в возрасте до трех лет. А для этого расширяется комплекс услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям несовершеннолетних), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
— В описании проекта упоминается, что родителям (законным представителям) будут помогать с воспитанием детей до трех лет. Значит ли это, что в консультационный пункт могут обращаться только родители детей данной возрастной категории?
— Нет. К нам могут обратиться все, у кого есть дети: родители, опекуны, усыновители. Родители могут прийти, поделиться своими проблемами, и вместе мы найдем выход из трудного положения. Мы приглашаем на консультации всех, у кого возникают сложности с воспитанием детей, кто нуждается в помощи специалистов. Возрастных ограничений нет. А в нынешней непростой ситуации, я думаю, каждая семья время от времени нуждается в помощи психолога.
— Как эту инициативу восприняли ярцевчане?
— К сожалению, люди не привыкли открываться, не привыкли обращаться к специалисту в сложной ситуации. Возможно, это особенности нашего менталитета: «как бы ни было сложно, я справлюсь со своей проблемой сам». Поэтому мы «варимся» в собственном «супе», может быть, пересаливая или переперчивая его.
Распространено представление, что пойти к психологу стыдно. Тем самым ты словно признаешь, что в твоей семье есть проблемы, что с твоим ребенком что-то не так. Некоторые даже путают психолога с психиатром. А это не так. Мы не ставим диагнозов, не выставляем оценки родителям. Психолог может дать совет, подсказать путь, которым нужно идти в воспитании ребенка. Взгляд со стороны, тем более, специалиста, бывает очень полезен. Но, тем не менее, люди приходят. Есть и те, кто, получив полезный совет и справившись с проблемой, приходит еще раз – уже по другому вопросу. Это значит, что польза от нашей работы есть.
— Какие специалисты работают в Вашем консультационном пункте?
— Мы оказываем бесплатную юридическую и психологическую помощь. Кроме руководителя в пункте консультативной помощи работают два психолога: Марина Малина и Наталья Брусенцева. Оба психолога очень опытные и знающие: Марина Валерьевна, помимо нашего консультационного пункта, давно работает в средней школе №7 и в Центре детского творчества, Наталья Викторовна – в дошкольном детском учреждении. Они умеют найти подход к детям, установить доверительные отношения со взрослыми; контакт психолога с ребенком и его родителями – обязательное условие успешной работы. Если же человек нуждается в помощи не психологов, а других специалистов, мы подскажем, куда обратиться.
— Какие формы работы практикуются в консультационном пункте?
— Это стационарная форма работы, то есть непосредственно в пункте помощи, и дистанционная (по телефону, и с выездом в организации). Психологи проводят тренинги в школах, в детских садах.
Сейчас в основном мы проводим индивидуальные консультации, но планируем и занятия в группе. Мы хотим организовать так называемую «Почту психологической помощи». Изготовили специальный ящик, наподобие почтового, который будет находиться в коридоре, рядом с нашим кабинетом. Родители смогут записывать свои вопросы, темы, которые их волнуют, и класть записки в этот ящик. Может быть, какая-то тема объединит людей в группу, тогда мы организуем беседу или обсуждение этой темы.
Уже сейчас мы подготовили материалы для родителей «Советы педагога-психолога». Пока психолог работает с ребенком, можно полистать сборник материалов, узнать, например, «как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх», «как надо вести себя с застенчивым ребенком», каковы «права и обязанности от 0 до 18» и др.
— Как Вы видите обратную связь с родителями?
— Если речь идет о групповых занятиях, то, конечно, нужно оставить свой телефон, иначе мы просто не сможем собрать группу.
— Но не все готовы прийти и рассказать о своей проблеме, ведь это значит признать ее. Может быть, сказывается и то, что в маленьком городе люди опасаются, что их семейные тайны выйдут за пределы кабинета психолога?
— Этого бояться не нужно. Конфиденциальность информации гарантируется. Мы готовы провести консультацию в любой удобной форме, как лично, так и дистанционно: по телефону, посредством электронной почты. Свою фамилию можно не называть. Наш телефон: 8(48143)5-14-88. Действует электронная почта консультативной службы, куда родители смогут отправить письмо с вопросами и описанием своей проблемы (E-mail: beseda_67smol@mail.ru).
— Что нужно сделать, чтобы попасть на консультацию лично?
— Позвонить и записаться на консультацию. Это нужно для того, чтобы согласовать удобное для посетителя время консультации, чтобы человек не сидел в очереди. В среднем консультация длится до 45 минут. Мы работаем с 18 часов.
— Работаете ли вы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
— В этом плане нет ограничений. Более того, наши специалисты даже могут выехать на дом, если нет возможности привезти ребенка в консультационный пункт. Я хочу подчеркнуть два важных принципа нашей работы и вообще проекта: доступность и бесплатность психологической службы.
— Что Вы можете сказать о материальном оснащении пункта?
— Реализация проекта «Поддержка семей, имеющих детей» финансируется за счет федеральных средств. В уходящем году Смоленская область успешно участвовала в конкурсе на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках федерального проекта. Две региональные организации: Центр дополнительного образования №1 и Автономная некоммерческая организация «Центр помощи детям и семьям «Горизонт» — получили грант в размере свыше 14 млн рублей, которые были направлены на создание служб консультирования родителей и переоснащение учреждений.
Наш консультационный пункт оснащен необходимыми техническими средствами, что позволяет и показать тематический фильм, и использовать в работе возможности Интернета.
— Многим ли ярцевчанам уже оказана помощь?
— С учетом индивидуальных и коллективных занятий — около 300 человек. Но хотелось бы, чтобы было больше тех, кому мы помогли.
Очень непросто пустить в свою жизнь постороннего человека. Сложно признать, что в отношениях с детьми не все безоблачно. Трудно отказаться от мысли, что Вы, как мать или отец, лучше всех знаете своих детей и умеете их воспитывать. На самом деле нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью специалиста, если своими силами уже не справляешься.
Обращаем внимание читателей, что ярцевский консультационный пункт будет работать до конца декабря, в январе его деятельность будет приостановлена. Так что, если ваша семья, ваши дети нуждаются в совете психолога, имеет смысл решиться на этот шаг.